В последнее время, на фоне все возрастающих экономических проблем, мы все чаще слышим о том, что капиталистическая система является кризисной. Много диспутов ведется вокруг вопросов: «Был ли последний экономический кризис умышленным или все же это несостоятельность самой системы? Как долго будут продолжаться последствия этого бедствия? Возможно ли его повторение или усугубление? и т.д.». Эта тема заставила многих мыслителей усомниться в состоятельности капитализма править будущим миром. Удивительно, но почему подобные суждения проявляются только тогда, когда кризису подверглись имущественные дела людей. Так как будто у человека нет иных проблем и прочих чаяний помимо материального достатка.
Капитализм в действительности кризисная система, и если из кризиса экономического капиталистические общества еще как-то выкарабкиваются, то из кризиса морали, гуманности и духовности эти общества не выходят с момента своего построения. Это объективная действительность, и не замечает это только человек беспечный и очень не далекий. Ведь недаром говорят, что не хлебом единым жив человек. Эта народная мудрость выражает тот смысл, что помимо материального благополучия людям необходимо еще и то, что бы в их среде царила атмосфера нравственности, гуманности и духовности. Только тогда общество будет по-настоящему благополучным и станет пригодной средой для жизни людей.
Отсутствие этих общечеловеческих ценностей в капиталистических обществах порождает многие пороки, среди которых пьянство, наркомания, половая распущенность, бандитизм, преступность. Часто эти пороки поражают молодое поколение, в том числе детей. Эта глобальная проблема и ее последствия не могут быть не замечены. А потому, естественно, что капиталистические государства пытаются предпринимать какие-то меры.
Удивительно, но анализируя разного рода мероприятия направленные на борьбу с этими пороками, наблюдается, что все они сводятся либо к мерам предоставления каких-то альтернатив, в виде увлечения молодежи занятием спортом и искусством, или же это какие-либо образовательные и социальные программы. То есть, вся ноша ложиться на плечи образовательной и социальной политики. Однако, по факту, эти меры не приводят к желаемому результату.
И этому есть объяснение, ведь любую проблему нужно решать в ее корне, воздействуя на причину. В противном же случае ростки порока будут вновь прорастать, и давать все новые плоды. И если не оградить общество от тех факторов, которые в постоянной форме систематично уничтожают в обществе последние проявления нравственности, гуманности и духовности, то никакие альтернативные меры, образовательные и социальные программы не помогут.
Начинать рассуждения здесь нужно с осознания того, что те высокие и так необходимые для людей ценности зиждутся на бескорыстной основе. Мораль, духовность, гуманность — не товар. Это либо есть в обществе, либо нет – за деньги это не покупается. Сама по себе эта бескорыстная основа во взаимоотношениях между людьми уничтожена капитализмом, который целиком и полностью построен на выгоде. Т.е одна из причин – это капиталистическое мышление, которое насквозь пропитано корыстью.
С другой стороны мы видим, что экономическая политика капиталистических обществ осуществляется абсолютно без учета того положения, в котором должно пребывать полноценное общество. И это как раз то, на чем хотелось бы заострить ваше внимание.
Дело в том, что накопление богатств, увеличение ВВП и товарооборота в капиталистических обществах происходит по принципу «спрос рождает предложения» без какого-либо разбора того, каков этот товар, и к каким последствиям может привести его распространение среди людей. Ведь, на самом деле есть такие вещи, которые провоцируют и стимулируют разложение благих ценностей. И если это не учитывать на уровне политики, то негативный результат этого неизбежен.
Например, сколько проблем общества связано с употреблением алкоголя и наркотиков? почему не запретят эти вещи? Почему не прекратить распространение эротической и порнографической продукции, ведь их доступность для людей, в особенности для молодежи приводит к распространению распущенности, половых преступлений, разрушению семей, страданиям детей. Почему не запретить производство видео, аудио и печатной продукции, пропагандирующие безнравственный и антигуманный образ жизни, разного рода насилие в виде бандитизма, воровства, убийств и т. д.
Запрет всего этого в капиталистической системе невозможен.
Во-первых, потому, что эта идеология провозглашает идею о свободе личности – по их понятиям человек вправе заниматься тем, чем ему хочется.
Во-вторых, идея о свободе собственности – люди вправе владеть, покупать и продавать все что угодно. Только в некоторых случаях, когда речь идет о наркотиках или каком-то другом, всеми признанном зле, государство вмешивается и предпринимает какие-то меры по их запрету. А алкоголь, прелюбодеяние, всякая эротическая и пошлая во всех смыслах продукция по их меркам выглядят безобидно, а потому и не подлежат запрету.
С другой стороны, и на этом я, опять же, хочу поставить особый акцент, для капиталистической экономики просто не выгодны подобные запреты. Ведь, как уже упоминалось, экономическая политика капитализма направлена на поднятие уровня ВВП, и этот показатель очень сильно пострадает, если в бюджет перестанут поступать доходы от производства и продажи такой продукции. То есть, экономическая политика капиталистической системы строится без учета того нравственного, гуманного и духовного состояния, в котором должно пребывать каждое, стремящееся к благополучию, общество. В итоге, получается, что капиталистические государства на уровне образования и каких-то социальных программ пытаются подавить негативные последствия того зла, что ежедневно порождается плодами собственной экономической политики.
Представьте себе ситуацию, когда отец семейства желает благополучия для своего ребенка, учит его морали и послушанию, но в то же время позволяет ему смотреть всяческие безнравственные фильмы, покупает ему выпивку и т.д. Сможет ли этот ребенок достичь желаемого благополучия в условиях такой противоречивой воспитательной политики своих родителей? Ответ, на мой взгляд, очевиден. Вот так и капиталистические общества не выходят и не могут выйти из состояния обсуждаемого нами кризиса
Разве это правильная экономическая политика, если она не учитывает последствия своих программ для благополучия общества, которое не слагается только лишь материальным богатством. Ведь, хорошее общество это то, которое богато во всех аспектах. Стало быть, целью любой политики должно быть стремление создать в обществе достаток всех необходимых ценностей. Причем эти цели должны преследоваться как на уровне правления и внешней политики, так и на уровне образования, социальной и экономической политики.
В капиталистической системе этого нет. Эта идеология порождает кризисы и кризис морали, гуманности и духовности по своим последствиям гораздо хуже, чем кризис экономический.
Самое время говорить о том, какой должна быть правильная экономическая политика. Для этого предлагаю вспомнить некоторые простые истины.
Человек, как известно, творение социальное. Это значит, что естественной средой обитания для человека является общество. Конечно, теоретически, при наличии питания, человек сможет прожить без людей, однако эта его жизнь не будет полноценной, и он всегда будет стремиться вернуться к обществу. Однако не каждая такая среда является одинаково благоприятной для жизни людей, и потому, наше благополучие напрямую зависит от того, в каком состоянии пребывает само общество. Это общеизвестная реальность.
Бесспорно, что одной из составляющих полноценности общества является его материальное состояние. Действительно, не будет качество жизни человека полноценным в бедном или еще того хуже в нищем обществе. Однако материальное благополучие общества не единственный критерий его полноценности! Человек не будет по-настоящему удовлетворен положением, пусть даже очень богатого общества, если в нем будут отсутствовать другие общечеловеческие ценности. Поэтому политика любого государства должна сводиться к культивации в обществе всего необходимого для человека, и не ограничиваться только накоплением богатства.
Далее, благополучие, в полном смысле этого слова, не приходит само по себе. Хорошая среда должна быть построена. Это строительство выполняется посредством управления, что и является уделом политики. Поэтому от того, какие законы будут применяться в сфере взаимоотношений между людьми, зависит состояние общества. И это, в большей степени, относится к экономической политике, потому как имущественные взаимоотношения между людьми (а именно, вопросы приобретения, владения и использования собственности) пронизывают все сферы человеческих отношений.
Теперь, обобщая вышеизложенное, можно сказать, что качество общества, как пригодной среды обитания для человека, напрямую зависит от качества политики. То есть, правильная политика должна учитывать все потребности человека как человека и должна быть направлена на построение богатого, высоко морального, гуманного и в то же время духовного общества.
Экономическая политика также должна отражать в себе эту цель, в противном случае политика теряет свою целесообразность. И правильная экономическая политика должна быть построена в соответствии с целью самой политики, в смысле создания благополучного общества. Подобными качествами обладает только Ислам.
Человек, изучающий экономическую систему Ислама, находит, что его законы регулируют имущественные дела между людьми таким образом, что с одной стороны любой человек имеет все возможности увеличивать и развивать свое материальное благосостояние, с другой стороны эти возможности строго ограничены рамками только тех положений, которые не угрожают существованию других общечеловеческих ценностей.
Например, Ислам разрешает частную собственность, однако ограничивает это положение тем, что является объектами общественного пользования и нужды, запрещает частное владение стратегическими объектами и большими залежами полезных ископаемых. Ислам разрешает производство многих видов сельскохозяйственных и промышленных товаров, однако запрещает производство всего того, что может пагубно влиять на общество, например алкоголь, наркотики, эротическая или любая другая продукция, порождающая порок. Ислам разрешает торговлю, но строго запрещает ростовщичество и монополию. Ислам разрешает совместные предприятия, однако не допускает существование компаний, построенных на заведомо слабых и неясных договорах, которые порождают массу противоречий между ее членами.
Обзор этих законов дает понять, что целью экономической политики Ислама является создание в обществе материального благополучия, наряду с культивированием других жизненно необходимых ценностей. Т.е. экономическая политика в Исламе построена по принципу создания благополучного, во всех аспектах, общества. Это положение закреплено в 119 статье проекта конституции исламского государства.
И самое время вспомнить смысл тех слов Аллаха, когда Он разъяснил в Своей Книге, что люди будут несчастны до тех пор, пока ищут решение в ином нежели чем в Его руководстве.
Кантуган Д.