Мы продолжаем узнавать и изучать исламский мир. Напомним, что под исламскими подразумеваются те страны, в которых мусульмане составляют большинство (более 50 процентов) населения. В этой статье мы рассмотрим состояние экономики мусульманских стран, причины нынешнего положения и перспективы дальнейшего развития.

Экономическое положение исламских стран отличается большим разнообразием. Есть страны, которые находятся на низких ступенях экономического развития. Но много и таких, чьи экономики признаются наиболее быстрорастущими: Турция, Индонезия, Малайзия, Казахстан, Узбекистан, Иран и т.д. Эти страны при соответствующем подходе к управлению вполне могут стать развитыми экономическими центрами исламского мира.

По такому показателю как ВВП на душу населения Катар, например, лидирует в мире, почти в два раза обогнав США. А такие страны как Эритрея и Сьерра-Леоне находятся в десятке самых бедных стран. Среднее значение ВВП на душу населения по мусульманским странам около $9,5 тыс., а в странах Европы — более $24 тыс. Таким образом, мы видим, что наблюдается серьезный дисбаланс между уровнем жизни в исламских странах с экономически более развитыми регионами мира. Более того, между самими исламскими странами так же виден огромный разрыв.

Поражает еще и такой факт: мусульманские страны занимают 1/5 территории всей суши нашей планеты, их население составляет более 20 процентов населения Земли, они контролируют 70 процентов мировых энергетических ресурсов. Однако на них приходится только 7,5 процентов мирового ВВП и 11процентов мирового товарооборота.

Для подавляющего большинства мусульманских стран характерны такие проблемы, как нерациональное использование природных ресурсов и полученных от его использования доходов, преобладание монокультур в статьях экспорта, нехватка инвестиций, дефицит квалифицированных специалистов, массовая безработица, низкий уровень развития технологий и их использования в промышленности и др.

Надо отметить, что экономика относительно благополучных стран мусульманского мира в большей мере зависит либо от разработки полезных ископаемых, таких как нефть и газ, либо от экспорта товаров с низкой добавленной стоимостью на европейские и американские рынки. Еще один печальный факт — это то, что добыча, обработка и распределение природных ресурсов в этих странах в основном зависят от европейских и американских компаний. Исламский мир разделён на почти пять десятков суверенных государств, которые управляются в подавляющем большинстве прозападными элитами, стоящими на антиисламских позициях. Следовательно, исламские страны экономически и политически во многом зависят от стран запада и не в состоянии развивать свою экономику исходя из собственного видения. Это одна из важнейших причин, почему страны ислама не уделяют должного внимания развитию человеческого потенциала, не ведут разработки собственных передовых технологий, не стремятся выйти в разряд промышленно развитых и экономически независимых государств. В таких обстоятельствах исламские страны просто не могут диктовать свои условия ни в региональных, ни, тем более, в международных ситуациях.

Каковы же причины того, что мусульманские народы не используют свой богатейший потенциал для развития экономики?

Тяжело не заметить, что многими аналитиками активно муссируется мысль о том, что именно Ислам и его положения являются причиной экономической отсталости мусульманских стран. Мол, законы шариата и исламская культура несовместимы с прогрессом и экономическим подъемом государств.

Но каким же образом законы Ислама могут влиять на экономическое состояние, если ни одна страна в мире на сегодняшний день в глобальном плане не применяет религиозные законы в экономической сфере? Реальность показывает, что все наоборот. Исламский мир отстает в развитии именно потому, что в нем не применяются законы Ислама в полной мере.

Многие мусульмане успокаиваются тем, что в последние годы многие страны (в том числе и неисламские) пытаются ввести в деятельность некоторые финансовые инструменты, основанные на положениях шариата.

Но пока это лишь фрагменты полноценной экономической системы Ислама. Некоторые исламские страны, делали попытки полностью или в большой мере перевести свои экономические институты на шариатские принципы. Но пока это не удается ни в одной стране. Это происходит потому, что во всех странах существует свое уже сформированное светское законодательство. Кроме того, эти отдельные страны не в состоянии преодолеть сложившиеся нормы международного права и вынуждены искать компромиссы, зачастую в ущерб требованиям шариата.

Можно сказать с уверенностью: введение норм шариата «по частям» не сыграет существенной роли в экономическом и политическом становление исламской уммы. Дело в том, что Ислам — это не просто ряд законов, как например, запрет ростовщичества, запрет на некоторые виды сделок и т.д. Шариат — это СИСТЕМА для жизни. В нем тесно переплетаются чисто экономические понятия и общественные отношения, нравственные принципы и интересы процветания уммы. Именно такой взгляд на экономику как органическую часть целого организма исламского общества может привести к развитию уммы. Получается, что исламскую экономику можно реализовать только в обществе, где имеется законодательная, политическая, социальная базы, претворяющие в жизнь нормы Шариата. И эта модель может быть реализовано только в условиях исламского правления. Невозможно в рамках неисламской модели правления успешно развивать исламскую экономику.

Исламские страны обладают всем необходимым потенциалом для развития успешной экономики. Совокупный экономический потенциал уммы огромен. Но одного только наличия природных, трудовых, финансовых ресурсов не достаточно. Вся проблема заключается в наличии или отсутствии эффективной законодательной базы, которая позволила бы рационально использовать имеющийся потенциал. Западные страны создают свое законодательство в сфере экономики в течение уже почти четырехсот лет. Но как показывают последние события в мировой экономике — она все еще далека от совершенства. В мусульманской экономике все гораздо проще — основные принципы и законы экономической системы ниспосланы 1400 лет назад. Эти законы справедливы и, что очень важно для стабильной экономики, неизменны.

Возникает вопрос: есть законодательная база, есть ресурсный потенциал, что еще необходимо мусульманам, чтобы встать на путь развития? Ответ очевиден: необходимо ЖЕЛАНИЕ применить эти законы и использовать этот потенциал.

Мы надеемся, что вскоре мусульмане всего мира поймут, что все их проблемы - и политические, и экономические — решатся только если они захотят применить шариат в жизнь. И не в виде отдельных вкраплений в законодательстве, а изменить систему жизни полностью. Вот тогда можно будет судить о том, что есть Ислам: причина нынешней отсталости мусульманских народов и основа будущего процветания.