В связи с наметившейся тенденцией в мире - и предпосылками ее продолжения в Украине Pravotoday (первый в Украине юридический портал, комплексно и всесторонне освещающий рынок юридических услуг) поинтересовался у своих экспертов с исключительно правовой точки зрения. Оправдан ли запрет мусульманке со стороны государства фотографироваться в женском головном уборе – химаре?
Илья Костин, старший партнер ЮК «Правовой Альянс» считает, что «запрещение фотографироваться в женском головном уборе - химаре не может рассматриваться как ограничение свободы. Я не являюсь специалистом в данной области. Я не изучал и, тем более, не практиковал в данной отрасли в такой мере, чтобы с уверенностью утверждать, что «плохо», а что «хорошо». Однако, мне кажется, в нашем государстве развитие законодательства, которое регулирует религиозные вопросы, на достаточном уровне. Проблема в другом, в культурном уровне развития общества, в котором еще можно встретить расизм, антисемитизм и т.п. Рыба гниет с головы
Александр Стеценко, юрист ЮК «Никитченко и Партнеры»:
На сегодняшний день в Украине действует система институционального подчинения в религиозной сфере зарубежью, сложившейся еще во времена, когда у нас практически отсутствовала свобода вероисповедания, что неизбежно требует внесения изменений в законодательство Украины, а именно: разработка Концепции государственной политики Украины в религиозной сфере; разработка и принятие Закона о защите нравственного, психического и духовного здоровья народа; исключить возможность преследования граждан по религиозному признаку; исключить возможность регионального законотворчества в пользу той или иной конфессии.
Юлия Турченко, юрист ЮК «Юстикон»:
На мой взгляд, такие ограничения могут быть оправданы только в юридическом аспекте. Так как ношение мусульманских одежд усложняет процесс идентификации особы. Но полный запрет на религиозные традиции, которые складывались не одно столетие, может нарушить право на индивидуальную свободу выбора, закрепленное в Европейской конвенции о правах человека.
В любом случае, каждый человек сам выбирает, каким традициям он привержен. Например, при предъявлении паспорта, для идентификации личности, женщина может открыть овал лица. Но тотальный запрет ношения паранджи или никаба может уязвить чувства человека и нарушить свободу вероисповедания.
Отстаивать свою безопасность надо так, что бы представители религиозных меньшинств не ущемлялись в своих взглядах и традициях. Почему то таких мер страны Европы не предпринимают по отношению к различным нестандартным стилям одежды, татуажа и других способов изменить внешность (прокалывания губ, бровей, ушей и т.д.). А чем они отличаются от мусульманки, которая преданна вероисповеданию своих предков?
Алексей Бежевец, партнер ЮК «Правовой Альянс»:
Отвечу кратко. Я ратую за свободу личности во всех ее проявлениях до тех пор, пока эти проявления не несут вреда окружающим. В ограничениях на фотографирование в химаре, безусловно, есть «служебный» или «оперативный» смысл. Но, по большому счету, это дурь государственная. Из ряда запретов - улыбаться на фото в паспорт или указания фотографироваться мужчинам в галстуке. А поскольку химар имеет религиозный аспект, то этот вопрос приобретает другую окраску – более серьезную. Впрочем, излишне спекулировать этой темой не стоит.
Директор Адвокатской компании «IMG Partners», Игорь Мельник:
Возникает сразу несколько вопросов: можно ли признать химар женским головным убором, поскольку по мнению представителей мусульманской религии химар является частью одежды мусульманской женщины, более того неотъемлемой частью, а во-вторых будут ли возникать проблемы связанные с охраной общественной безопасности и порядка в случае размещения фотографий в химаре.