presentation


Зал заполнился людьми. Погас свет, и открылся занавес. На экране промелькнули кадры из истории мусульман Крыма – крымских татар.

Прожектор осветил на сцене ведущего сегодняшней презентации, Рамазанова Руслана, председателя мусульманской общины «Давет».


Вступительная речь

История народа как один миг пронеслась перед глазами. О народ мой, сколько тебе пришлось пережить! За эти столетия в твоей истории были взлеты и падения, радость и горе, победы и поражения. Примерно 500 лет назад, во времена исламского правления произошло формирование народа.

Затем настал период влиятельной политики на Европу и северные страны.

Потом настал печальный период в истории крымских мусульман – аннексия Крыма Царской Россией в 1783 году.

Позднее, в начале XX века царская власть сменилась еще более антигуманной советской властью, с самыми ужасными последствиями, преступлением которой, в отношении нашего народа, была депортация 1944 года.

Сегодня, вот уже 20 лет мы живем в другую эпоху. Что оставим мы своим преемникам? Как будет характеризоваться наша эпоха? – будет зависеть от нашей с вами правильной и активной позиции.

К моменту, когда к крымскому полуострову вышли Османы, в период правления Султана Мухаммеда Фатиха – население Крыма уже было мусульманским. Тогда же (это примерно 500 лет назад) Крымское ханство присоединилось к Османскому исламскому государству.

Начиная с этого периода, крымские мусульмане проявляли активную позицию. Так во времена Халифата они считались молниеносной армией, сражались на различных фронтах, занимали высокие посты во всем Халифате. Во времена аннексии они активно сражались против царского режима. Сколько сынов нашего народа пало в те времена. Их стремлением было объединиться с исламским миром.

А сколько активных мужей нашего народа было уничтожено коммунистической властью. Борьба не утихала даже в местах ссылки. Их стремление вернуться на родину сформировало мощное движение, результатом которого стало возвращение в Крым.

Сегодня после 200 лет вытравливания из крымских татар исламского духа – мы продолжаем оставаться мусульманами, и желаем восстановления утраченного.

Цель мероприятия

Цель сегодняшнего собрания – презентовать уникальный документ, характеризующий активную позицию мусульман Крыма в период начала XX века. В очень сложный период, после более чем 100 лет оккупационной политики царской России и периода замены ее на коммунизм. Тогда наш народ выразил мужественную позицию. Последствия аннексии и коммунистического режима не смогли выхолостить исламский дух из крымских татар – они все еще видели свое будущее в единстве с мусульманским миром!

«Халифеге бият хакъкъында топлангъан имзалар» – это документ, свидетельствующий о массовом принесении мусульманами Крыма присяги халифу – Султану Абдул-Меджиду II в 1923 году.

История нахождения документа

После вступительной части, Руслан Рамазанов пригласил на сцену председателя общины «Эски Юрт» из города Бахчисарай, Абдурахманова Асан-ага, который нашел этот документ. Асан-агъа рассказал как он нашел данный документ.

В начале 90-х годов прошлого столетия в Бахчисарае действующая мечеть «Тахталы джами» уже не вмещала прихожан, куда съезжались мусульмане с окрестных сел района. В связи с этим встала необходимость о возврате дополнительных мечетей, которые сохранились на тот момент. До установления Советской власти в г. Бахчисарае насчитывалось более 30 мечетей. Поэтому мы стали искать сохранившиеся здания мечетей, занялись возвратом Ханской мечети. Возникали некоторые трудности, поскольку в соответствии с указом Президента Украины «О возврате культовых зданий» власти требовали от нас исторические и архивные данные. Пришлось заняться поиском этих данных в центральном архиве городе Симферополя. За 2 года было пересмотрено очень много дел, и в одном из них я наткнулся на дело №3 «Подписи о признаниях халифа» или на латинице «Halifege biat haqqinda toplangan imzalar”.

Причина обнародования документа

На тот момент мы занимались поиском сохранившихся зданий, культовых зданий по Бахчисараю и Бахчисарайскому району и у нас цель не стояла – этот документ. Но, учитывая, что в последнее время участились дискуссии по поводу Ислама, я решил изъять это дело из архива.

Историческая ценность документа

После того, как Асан-агъа рассказал об истории нахождения архивного документа, на сцену пригласили преподавателя истории, публициста Энвер-агъа Сейтмеметова, который рассказал присутствующим о исторической ценности этого архивного дела.

Данный архивный документ, действительно является эксклюзивным, констатирующим факт того, что после длительных репрессий мусульман в Крыму, после присоединения в 1783 году Крыма к России, преследования мусульман, установления Советской власти, в 1923 году, наши предки дали байат правителю мусульман!

Этот документ ценен тем, что он носил всекрымский и массовый характер. Начиная от сел Керченского района до Евпатории (Кезлева), Бахчисарай, Акъяр (Севастополь), Ялта, Алушта, т.е практически был охвачен весь Крым. И кроме того, были задействованы и женщины.

Исторический памятник

В советское время не все имели доступ к таким документам как Горгосархив, которые находились под семью замками, поэтому я думаю, что в подлинности документа мы не можем сомневаться. Во-первых, этот документ был найден в госучреждении – в Госархиве, и является историческим источником. Это не интерпретация отдельного историка или группы историков, это – исторический памятник, его оригинал можно взять в руки, это не искаженный документ.

Вещественными доказательствами являются архитектурные строения, найденные в результате археологических раскопок найденные экспонаты, вещественные доказательства. Книги по истории, летописи, хроники подвержены изменениям, поскольку они писались в угоду правителям при определенном режиме. Но этот документ на самом деле является историческим памятником. Этот документ является наглядным примером, что наши предки использовали тот шанс, который по воле Создателя, по воле Всемогущего Аллаха был дан.

Неправильно представляя Ислам и прошлое мусульман у населения, в частности у мусульман формируется искаженное представление о своей религии, в частности о его прошлом.

Присяга на верность – обычное явление

Во времена Крымского ханства дача байата халифу было обычным явлением. И крымские ханы присягали и естественно население присягало на верность правителю мусульман, начиная с 1475 года и далее, когда Крым стал составной частью Османского государства. В 1774 году, когда Крым формально был провозглашен независимым и был подписан Кучук-Кайнарджийский мирный договор. В этом документе есть 2 пункта, где Россия, хотя это противоречило ее внешнеполитическим интересам, согласилась на включение в договор 2-х пунктов, в которых говорилось о том, что мусульмане Крыма имеют право присягать (давать байат) халифу и признание хана Халифом. Россия вынуждена была согласиться, потому что у мусульман Крыма еще сильны были чувства, было сознание и тяга к Исламу и они хотели жить по Исламу. И поэтому Россия боялась массового выступления крымских мусульман, что подтвердилось, когда были приняты ряд антиисламских законов или реформ Шахин-Гирея, которые были встречены массовым возмущением народа и восстаниями.

Шариатские термины

После того как Энвер агъа рассказал о исторической ценности данного документа, на сцену вышел знаток исламского права, магистр языковедения и шариатских наук Вадим Бектемиров, который разъяснил значение терминов «халиф» и «байат» которые упоминаются в названии документа.

Халифат и Халиф

Халифат – это общее управление верующих на земле. Халифат – это структура, наделенная полномочием вести внутреннюю и внешнюю политику в соответствии с Исламом. Халифат – это олицетворение единства исламской общины в мире. Халифат – это составная часть исламской религии, без которой немыслимо соблюдение религиозных предписаний Ислама. Халифат – это наследие, которое оставил Пророк (с.а.с.) верующим (мусульманам).

Что касается доказательств обязательности наличия Халифа и Халифата то ими выступают аяты из Корана, хадисы посланника Аллаха (с.а.с.) и единодушие сподвижников.

Что касается аятов из Корана то Всевышний Аллах говорит:


وَأَنِ احْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ وَلا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَنْ يَفْتِنُوكَ عَنْ بَعْضِ مَا أَنْزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ


«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (5:49).

Что касается хадисов посланника Аллаха (с.а.с.) то имам Муслим передал от Абу Хазима, который сказал: «Я пребывал с Абу Хурайрой пять лет и услышал, как он передал от Пророка (с.а.с.) следующий хадис: «Правителями Сынов Израиля были пророки. Если умирал один пророк, на смену приходил другой. Однако после меня пророков не будет. В будущем появятся халифы, и их численность будет возрастать». У Пророка спросили: «Что ты прикажешь нам?» Он ответил: «Будьте верными присяге первого, первого, и отдавайте им их права. Воистину Аллах спросит их о том, что Он дал им под ответственность».

Что касается доказательств из единодушия сподвижников относительно установления Халифата и назначения Халифа, то из фикха мы знаем, что оказание почтение умершему – это как можно быстрее похоронить его и придать его тело земле. И мы видим как сподвижники, зная об этом откладывают похороны не какого-то человека, а самого посланника Аллаха (с.а.с.) и занимаются назначением Халифа. Другие же проявляют молчаливое согласие и вместо того, чтобы осудить или же похоронить посланника Аллаха (с.а.с.) делают тоже самое.

Мнение ученных


Исходя из подобных и приведенных доказательств, мнения исламских ученых в этом вопросе было единогласным. И в нем не было ни малейшего разногласия. Например, имам аль-Куртуби при толковании слов Аллаха:


وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلائِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الأرْضِ خَلِيفَةً


«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника» (2:30).

В толковании этого аята, имам аль-Куртуби в своей книге «аль-Джамиу ли ахкамиль Куран» говорит: «Этот аят служит основанием для установления имама, т.е. халифа, которому следует подчиняться и которого следует слушаться, чтобы благодаря нему объединилось слово (мусульман) и исполнились законы, связанные с халифом. И нет никаких разногласий относительно обязательности этого, ни среди мусульман (Уммы), ни среди ученых, за исключением слепца, не замечающего шариат».

Имам Аль-Маварди (1058) в книге «аль-ахкам ас-султания» пишет: «Обязательным является утверждение предводителя (имама, т.е. халифа), который будет иметь власть и служить лидером Уммы, чтобы религия была защищена его властью, осуществляющейся согласно канонам и законам религии».

Имам ан-Навави в книге: «Шарх Сахих Муслим» сообщает: «Все единогласны в том, что на мусульманах лежит обязанность установление халифа».

Имам аль-Харамейни (Ибн аль-Джувайни) в книге «Гыясуаль-умам» так отразил это: «Существует единодушная позиция относительно обязательности установления халифа, правящего среди людей в соответствии с Исламом».

Байят

Что касается байата, т.е. присяги, то байат – это религиозное обязательство, возложенное на плечи каждого представителя исламской уммы. Байат – это обоюдный договор между исламской уммой с одной стороны и между правителем с другой стороны на то, что правитель будет руководствоваться во всех своих жизненных делах законами шариата, а умма будет проявлять повиновение до тех пор, пока он руководствуется этими законами. Байат является абсолютным правом исламской уммы и только исламская умма исходя из своего собственного выбора может определить того или иного человека предводителем или же правителем для себя. Каждый совершеннолетний мусульманин в своей жизни обязан дать присягу халифу. Поскольку от Нафиа сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Тот, кто отойдет от подчинения, тот встретится в Судный День с Аллахом, не имея оправдания, и тот, кто умер, не имея присяги, тот умер смертью времен невежества» (хадис передал Муслим).

Первым ввел байат в практику Посланник Аллаха (с.а.с.), когда взял присягу со старейшин Медины во Второй Присяге у Акъаба. Всевышний Аллах говорит:


يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِذَا جَاءَكَ الْمُؤْمِنَاتُ يُبَايِعْنَكَ عَلَى أَنْ لا يُشْرِكْنَ بِاللَّهِ شَيْئًا وَلا يَسْرِقْنَ وَلا يَزْنِينَ وَلا يَقْتُلْنَ أَوْلادَهُنَّ وَلا يَأْتِينَ بِبُهْتَانٍ يَفْتَرِينَهُ بَيْنَ أَيْدِيهِنَّ وَأَرْجُلِهِنَّ وَلا يَعْصِينَكَ فِي مَعْرُوفٍ فَبَايِعْهُنَّ وَاسْتَغْفِرْ لَهُنَّ اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ (١٢)


«О, Пророк! Если к тебе придут верующие женщины, чтобы присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, покрывать клеветой то, что между их руками и ногами, и ослушаться тебя в благих делах, то прими их присягу» (60:12).

Среди мусульман и среди ученых в исламской умме никогда не было разногласий относительно байата. Поэтому мы видим, как сподвижники в свое время спешили дать присягу халифу. Такой была позиция и табиинов. Такой была позиция и таби-табиинов. И такой была позиция всей исламской Уммы, вплоть до развала последнего Османского Халифата в 1924 году. И в вопросе байата, так же как в вопросе Халифата не было ни малейшего разногласия. Все мусульмане и все ученые были единогласны.

Мнение ученных

К примеру, Ибн Хальдун (732г.х. – 1332г.м.) в книге «аль-Мукъаддима» говорит: «Назначение верховного предводителя (имама) является обязательным. И эта обязательность определяется в шариате единодушием сподвижников (сахабы) и последователей их (табиины). Ведь сподвижники Посланника Аллаха (с.а.с.) в момент его смерти поспешили к принесению присяги Абу Бакру (р.а.) и передаче ведение их дел в его распоряжение. И так происходило в каждую эпоху. Ни в одном из периодов времени люди не оказывались в хаосе (анархии). И эта неизменность и постоянство указывают на обязательность установления верховного предводителя – имама».

Ибн Хаджар аль-Аскъаляни в книге «Фатх-уль-Бари» говорит: «Мусульмане единогласны в необходимости установления Халифата через избрание халифа и заключения представителями мусульман (ахл-юль-хальва аль-акд) договора с человеком на то, чтобы он вел дела халифата».

Так представляют собой эти два вопроса – Халифат и Байат, и мы видим, как они взаимосвязаны между собой. И лучшим описанием этой темы служит высказывание имама аль-Газали в книге «аль-Икътисад филь-итикъад»:

«Книга и правитель являются близнецами. Книга – это основа, а правитель – стража. То, что не имеет основы, разрушается, а то, что не имеет хранителя, пропадает».

Идея Халифата в наши дни

После экскурса в историю документа, его значении в историческом плане, разъяснения терминов в названии документа, всем присутствующим был показан небольшой сюжет об отношении к идеи Халифата в сегодняшнем мире.

По завершению сюжета Руслан Рамазанов представил Фазыла Амзаева, члена исламской партии «Хизб ут-Тахрир» которая ассоциируется с идеей о Халифате.

О деятельности партии

В 1923 году мусульмане Крыма, как их обязывает Ислам, давали байат Халифу. Однако, к сожалению, сегодня Халифата не существует. Он был разрушен 3 марта 1924 года. Ислам обязывает мусульман, чтобы они работали над восстановлением своего исламского государства.


Хизб-ут-Тахрир является исламской политической партией. Партия Хизб-ут-Тахрир образована в ответ на слова Всевышнего Аллаха:


وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ


«И пусть будет среди вас группа, которая призывает к добру (Исламу), приказывает одобряемое и запрещает порицаемое. Эти – достигшие успеха» (3:104).

Ее целью является возобновление исламского образа жизни, олицетворенного Халифатом. Со времени своего возникновения в 1953 года Хизб ут-Тахрир работает над возрождением исламского образа жизни в исламской Умме.

Метод построения Исламского государства Пророком Мухаммадом (с.а.с)

Общеизвестно, что Халифат возник на 13 год пророческой миссии Мухаммада, и это произошло в Медине. Таким образом, что бы понять, как Пророк (с.а.с.) строил Халифат, необходимо обратиться к этому 13-ти летнему периоду. В жизнеописании Пророка Мухаммада (с.а.с.) показывается множество эпизодов того, каким образом действовал Пророк. Он (с.а.с.) работал над созданием общественной поддержки идеи Халифата среди тогдашнего арабского общества. Жители Медины выразили свое желание быть управляемыми исламскими законами. Это произошло не на уровне индивидов, а произошло на уровне всего общества.

Таким же образом партия Хизб ут-Тахрир, являясь исламской политической партией, вот уже почти 60 лет работает, не отходя ни на шаг от метода Пророка Мухаммада (с.а.с.). Инструменты Хизб ут-Тахрир – это идеологическая и политическая борьба, и мы ни в коем случае не прибегаем к насилию или принуждению.

О месте и способе образования Халифата

Халифат по воле Аллаха возникнет в исламском регионе, потому что именно население этих стран верит в Ислам, признает его своими жизненными ценностями. Как раз таки те события, о которых сказали, то, что мы сегодня видим в Тунисе, Египте, Сирии, Иордании, Йемене являются этому подтверждением. Сегодня Запад, как никогда обеспокоился тем, что все навязываемые не исламские формы устройства данного региона были отторгнуты населением, и население жаждет вернуться к своим исламским ценностям, которые будут олицетворяться в государственной структуре.

Об Украине
Сегодня некоторые украинские политики спекулируют идеей Халифата. В частности они говорят о том, что Хизб ут-Тахрир посягает на территориальную целостность страны, работает над тем, чтобы изменить государственный строй. Мы многократно заявляли о том, что в силу того, что население Украины состоит в своем большинстве из немусульман, целью Хизб ут-Тахрир не является изменение государственного строя. Т.е. мы не строим Халифат в Украине из-за нашего видения того и как возникнет Халифат.

О деятельности в Украине

В немусульманских странах, странах Запада, в частности Украины, деятельность Хизб ут-Тахрир заключается в призыве к Исламу. Здесь в Украине, мусульмане, в общем, и Хизб ут-Тахрир в частности, стоят совершенно перед другим вызовом. В силу претворения над мусульманами неисламских законов мы теряем свое идейное богатство, свою духовную составляющую. Поэтому деятельность Хизб ут-Тахрир заключается в возрождении, в сохранении этой составляющей.

По отношению к немусульманам мы ведем призыв, разъясняем наши ценности. Мы в частности пытаемся предоставить альтернативное капиталистическому решение тех или иных проблем. Мы даем исламский взгляд на общественно значимые события, которые происходят сегодня в обществе.

О крымских татарах

Среди крымских татар Хизб ут-Тахрир не несет ничего нового, мы несем Ислам – решение всех проблем, которые сегодня стоят перед мусульманами Крыма, крымскими татарами. Более того Ислам способен решить проблемы всех существующих сегодня в мире народов. Ислам – это милость, которую Всевышний Аллах ниспослал в Коране, и только эта милость способна решить те проблемы, с которыми сегодня столкнулась западная цивилизация, такими как демографический кризис, капиталистическая несправедливость, разврат, различные националистические распри и т.д.

Аллах Всевышний говорит в Коране:


وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ


«Мы послали тебя только как милость для миров».

Таким образом в отношении крымских татар мы работаем над сохранением того стержня, который характеризует этот народ как народ. Ни для кого не секрет, что крымские татары, мусульмане Крыма образовались как народ благодаря Исламу. Мы – крымские татары исповедовали Ислам на протяжении столетий. Поэтому, чтобы сохранить этот народ, необходимо сохранить эту составляющую.

Хвала Аллаху мусульмане пронесли эту свою сущность на протяжении всего своего существования. Ислам претворялся в нашей среде не на уровне индивидов, а претворялся с помощью государственной структуры. Мусульмане Крыма приняли Ислам не как какое-либо наследие или как модную в свое время идею, мы приняли его как истину. Поэтому сохранение в принципе любого народа возможно на том фундаменте, на котором он образовался, а когда мы говорим о мусульманах Крыма, то нужно учитывать, что это не первый попавшийся фундамент – это истинное послание, которое Всевышний Аллах ниспослал в Коране. Хизб ут-Тахрир являясь исламской политической партией, основывается на исламских ценностях. Поэтому его идеи не могут идти в разрез с интересами или сущностью любого мусульманского народа. Работая, в общем, во всей Умме, Хизб ут-Тахрир работает в каждом из его народов в отдельности. И мы ни в коем случае не рассматриваем себя или крымскотатарский народ, частью которого мы являемся, отдельной частью от Уммы.

О самых важных проблемах в крымскотатарском обществе

Сегодня, к сожалению, принято считать, что сохранение народа возможно путем решения каких-то материальных проблем, т.е. например строительство жилья, прокладка водопровода, дорог и т.д., рассматривается как гарант сохранения. Данный подход не правильный. Потому что, если мы будем так подходить, тогда возникает естественный вопрос: чем отличаются мусульмане Крыма – крымские татары, от других не мусульманских народов которые живут вокруг нас, русских, украинцев?


Например, если мы будем заботиться, в отношении своего ребенка, только о том, чтобы одеть, обуть, дать образование и не будем внимательны к тому, какие ценности мы в него вкладываем, то тогда мы столкнемся с тем, с чем уже сегодня сталкиваемся. Это неустойчивые личности, непрочные семьи, разводы, неуважение к старшим, дома престарелых и т.д. Для нас проблема, то, как воспитываются сегодня наши дети. Каждый ведь прекрасно понимает, что сегодняшняя молодежь это завтрашняя основа любого народа. И мы обеспокоены тем, что наши дети из-за отсутствия адаптированной программы обучения в школах, изучают христианские праздники. Нас беспокоит то, что нарушился баланс в семейных отношениях, муж и жена поменялись ролями, в результате чего женщина стала беспокоиться о материальном обеспечении семьи, и в результате этого, дети оказались отданными на воспитание улице и телевизору.

Другая проблема, которая нас так же беспокоит – это опустевшие мечети. Раньше только в Бахчисарае было 30 мечетей. Сегодня с трудом функционируют только три. Причина – невостребованность. Мечети всегда были тем местом, где мусульмане Крыма прививали себе и своим детям правильные исламские ценности и правильный нрав. При мечетях функционировали мектебы (школы). Сегодня все это не задействовано.

Нужно ясно и четко понимать, что материальные проблемы, с которыми столкнулся наш народ несомненно важны, но в особенности за последние 20 лет эти проблемы заставили нас позабыть о другой, более важной проблеме, о проблеме ассимиляции. Нужно ясно и четко понимать, что мы – мусульмане Крыма, сохранились как один народ, только лишь благодаря Исламу. На протяжении 200 лет с начала ассимиляционных процессов, мы смогли пронести эту свою сущность. И то, что сохранит нас как народ это только Ислам.

Таким образом, нашим приоритетом в работе с мусульманами Крыма, является сохранение их исламской идентичности и противостояние ассимиляции. Мы хотим сохранить тот стержень, который характеризует мусульман, как мусульман. Естественно в нашем понимании самая большая проблема, которая сегодня стоит перед мусульманами Крыма, которая стоит перед нами, это проблема ассимиляции.

Ценность и значение архивного документа

Очевидно, должно быть то, что Халифат – это обязанность, которую Всевышний Аллах возложил на мусульман. Сегодня, к сожалению, среди крымских мусульман ведется полемика о том, что Халифат якобы является чуждой, не свойственной идеей. Хочу заявить о том, что идея Халифата была свойственна этому народу с самого начала его появления. Эта идея никогда не была для него чуждой. И как раз таки ценность данного архивного документа заключается в том, что ин ша Аллах это аргумент, который должен поставить точку в этой затянувшейся дискуссии.

Роль Халифата в жизни мусульман

Последним на сцену вышел знатока арабского языка, исламовед Рустем Ибагим, который рассказал о том какое место занимает Халифат в жизни сегодняшних мусульман и вообще в истории.

Краткая история Халифата

Халифат сыграл ключевую роль в жизни исламской уммы. Достаточно бросить беглый взгляд на историю мусульман, как замечаешь, что этот вопрос во все времена сопровождал их. Это неотъемлемый атрибут Ислама и исламской уммы в истории человечества.

Еще в ранний период Ислама мусульмане приняли знаменательную дату – установление первого исламского государства в Медине с переселением Пророка Мухаммада – в основу своего летоисчисления. Это свидетельствует о том, какую важность представляло это государство для них. Если у последователей других вероучений летоисчисление начинается с рождением их пророков или началом их пророчества, то мусульманское летоисчисление началось с 622 года, с хиджры (переселения) Пророком Мухаммада, т.е. с установления первого исламского государства Пророком, которым он управлял до 632 года.

После смерти Пророка Мухаммада (с.а.с.) первые мусульмане не оставили этот вопрос без внимания, напротив, избрали халифами самых приближенных и самых набожных сподвижников Пророка Мухаммада. Так первым они присягнули Абу Бакру ас-Садыку, затем Омару Ибн аль-Хаттабу, затем Осману Ибн Аффану и Али Ибн Абу Талибу. Период с 632-661 гг., мусульманские историки назвали – эпохой праведного халифата.

Далее эстафету ведения делами халифата взяла на себя династия Омеядов. Историки этот период правления с 661 года по 750 год называют Омеядским Халифатом со столицей Дамаск. Власть Омейядов распространялась от Пиренеев на западе и до реки Инд на востоке. В ней последовательно правили более 13 халифов, наиболее известного из них можно выделить халифа Омара Ибн Абдульазиза, которого зачастую некоторые мусульманские ученые называют пятым праведным халифом.

Далее эстафету ведения делами Халифата приняло на себя династия Аббасидов. Историки этот период правления с 750 года по 1250 год называют Аббасидским Халифатом. Это была самая крупная сверхдержава своего времени. Она простиралась от Атлантического океана до Китая. На протяжении 508 лет в ней правило около 38 халифов. Наиболее яркими из них стали Харун ар-Рашид и аль-Мутасимбиллах.

Затем эту эстафету приняли Мамлюки, которые вели дела этого государства с 1250 года. В период их правления мусульманам успешно удалось отразить монгольское нашествие, крестовые походы, а также нападки Армении и Португалии. Самыми известными предводителями того периода можно выделить Сайфад-дин Кутуза и султана Бейбарса, которого некоторые историки называют уроженцем Крыма, т.е. из Крыма его в качестве раба вывезли в Египет, продали, а затем он стал султаном того государства. Затем в 1517 году мамлюки присоединились к последнему исламскому государству Османский Халифат.

После этого бразды ведения делами этого государства остановились в руках династии Османидов, которые правили им до 3 марта 1924 года. Историки этот период правления называют Османским Халифатом, а западные востоковеды зачастую называют ее Оттоманской Империей. В период своего расцвета это государство включало в себя Малую и Среднюю Азию, Северную Африку, Ближний Восток, Балканский полуостров, Кавказ, Крым и прилегающие к Балканам с севера территории Европы. Наиболее известными халифами того времени можно выделить султана Мухаммада Фатиха, который получил славу завоеванием Константинополя.

Ученые о Халифате

Мусульмане тех поколений не мыслили жизнь без этого государства. Тому свидетельства труды тогдашней интеллигенции.

Например, известный мусульманский теолог Ибн Хазм в книге «аль-Фасль аль-Милалва аль-Ахваува ан-Нах» пишет: «Все сунниты, марджаиты, шииты и хавариджы единодушно сошлись на обязательности верховного предводительства «Имамат» (т.е. халифата), а также на том, что Умма обязана подчиняться справедливому верховному предводителю (т.е. халифу), который будет претворять над ними предписания Аллаха и вести их политику согласно своду божественных законов, который принес Посланник Мухаммад».

Другой исламский ученый Аль-Ийджи в книге: «аль-Мавакъиф» пишет: «Сложилось последовательное единодушие мусульман с раннего периода после смерти Пророка относительно непозволительности того, чтобы время проходило без верховного предводителя, т.е. халифа. Даже Абу Бакр в своей известной проповеди после смерти Пророка сказал: «Мухаммад умер, и для этой религии необходим тот, кто будет исполнять её». И все поспешили к принесению присяги ему, оставив такие важные дела, как погребение Посланника Аллаха. Мусульмане неуклонно продолжают следовать этой практике во все времена, вплоть до нашего времени». И это был период, когда существовал Халифат.

После разрушения государства Халифат

Появлялись различные личности, движения, организации, партии, которые призывали и работали над установлением его.

Например, в 1924 году в Индостане исламский ученный Мухаммад Али основал движение «Халифат». Потом в 1925 году в Турции произошла революция, которую возглавил шейх Саид Бейрани, но она завершилась неудачей. В 1928 году в Египте исламский теолог Хасан аль-Банна основал исламское движение «Ихван аль-мусулимин», которое выступало с целью возвращения к первоначальному Исламу и утверждению исламского порядка в жизнь общества. Далее в 1953 году судья апелляционного шариатского суда шейх Такиюддин Набхани основал исламскую партию «Хизб ут-Тахрир». И множество других движений, организаций и отдельных исламских деятелей.

Таким образом, подытожу свое выступление. Мусульмане с 622 до 1924 года, на протяжении 1302 лет были неразлучны с Халифатом, они всегда приносили присягу исполняя свой долг. И даже после разрушения этого государства в 1924 году и по сей день проводилась и ведется деятельность по восстановлению его. Все это, несомненно, свидетельствует о том, что исламская Умма, невзирая на внутренние разногласия, всегда оставалась единогласна относительно обязательности существования Халифата и в исполнении этого шариатского долга, как байат.

Вопрос Халифата и байата является для Ислама и мусульман в целом больше чем традиция или обычай – это неотъемлемый атрибут Ислама и исламской Уммы, в истории человечества во все века.

Заключение

В заключительной речи Руслан Рамазанов подытожил сказанное.

Так, мы сегодня являемся обладателями уникального документа, подлинность которого несомненна. Наши предки, чьи имена, фамилии и подписи отраженны в документе - это реальные люди, которые жили 88 лет назад и проявляли активную позицию в сохранении своей религии. Может быть, кто-то из нас найдет в списках подписавшихся своих родственников!

Это – послание наших славных предков, которое призвано коренным образом изменить взгляд наш взгляд на историю наших предков! Факт существования архивного дела «Халифеге бият хакъкъында топлангъан имзалар» – указывает на то, что идея воссоединения с исламским миром под правлением одного правителя, то есть, идея Халифата – для крымских татар не чужда и не нова!

Сегодня по воле Аллаха, мы восстанавливаем важный пробел в истории нашего народа. Мы призываем вас к изучению Ислама, изучению истории нашего народа в исламскую бытность, к распространению сведений о факте сбора подписей для присяги халифу в 1923 году нашими предками. Мусульманская община «Давет» готова оказать в этом содействие.

После того, как презентация закончилась желающие смогли задать вопросы гостям и обсудить свои впечатления за чашечкой крепкого кофе в фае здания.