domino


Жасминовая революция в Тунисе стала катализатором народных волнений во многих странах исламского мира. По цепной реакции массовые недовольства, демонстрации и митинги перешли на Египет, Йемен, Алжир. Характерной чертой этих стран является бедность, нестабильность и тотальный государственный контроль над людьми. Арабский мир с воодушевлением наблюдает за происходящим, надеясь на положительные перемены в будущем.

Ни для кого не секрет, что диктаторские режимы в исламском мире поддерживаются западными державами, в частности Францией, Англией и, конечно же, Америкой. Для Запада наличие диктатуры на Ближнем Востоке, в Средней Азии и Северной Африке является необходимостью. Исламский фактор в этих регионах играет первостепенную роль. Поэтому демократия и свобода слова даст благоприятную почву для развития политической исламской мысли. Как сказал в недавнем интервью Euronews бейрутский корреспондент британской газеты «Independent» Роберт Фиск: «Диктаторы рассматриваются не как защитники демократии, а как сильные лидеры, способные сдерживать и держать под контролем силы воинствующего исламизма. И я думаю, что большинство диктаторов будут продолжать рассчитывать на нас, на Запад, на то, что мы будем и дальше их поддерживать».

С одной стороны авторитарные режимы посредством репрессий и арестов способны сдерживать политическую исламскую мысль, с другой – порождают народное недовольство и бедность. И когда народные недовольства достигают своего апогея, в смеси с исламскими мыслями и чувствами, они представляют угрозу существования не только самой диктатуры, но и угрозу самой системе. И вместо светского государства может появиться «теократическое», в данном случае – Халифат. Именно этого Запад и боится. Мировые СМИ, освещая события в арабском мире, насторожено говорят о политическом Исламе, опасаясь его прихода к власти.

Народное недовольство в Тунисе, по эффекту домино заразило остальные арабские страны. Волна протестов говорит о том, насколько люди устали и ждут перемен. Мощное возрождение внутри исламского сообщества ставит под угрозу интересы Запада. Эти волнения поставили его в затруднительное положение. Заявления Белого Дома неоднозначны. С одной стороны, Америка, называя себя оплотом демократии, не может не поддержать волеизъявление большинства народа, с другой - боится потерять контроль над регионом.

Если в Тунисе Бен Али легко отдал своё кресло, то в Египте, где влияние Ислама на много больше, Мубарак до последнего ищет пути выхода из сложившейся ситуации. Постоянные телефонные переговоры с Обамой и совместный поиск решений не дают результатов. Может быть, президент Египта давно покинул бы страну, но Белый Дом не даёт разрешения. Сначала Мубарак, пытаясь остудить пыл демонстрантов, отправляет правительство Египта в отставку. Взамен же формирует безопасное правительство и создает должность вице-президента. Когда эти шаги не дали должного результата, он заявил, что не намерен баллотироваться на следующий срок, однако до следующих выборов не покинет свой пост. Скорее это не его решение, а решение Америки. Это подтверждается словам Хилари Клинтон, которая сказала, что египетский лидер должен обеспечить условия для того, чтобы следующие выборы были честными и справедливыми, а также перейти к демократической форме правления гладко, без образования «политического вакуума, который могут заполнить экстремисты».

Подводя итоги, можно констатировать следующий факт: мир на пороге глобальных перемен. Как бы то ни было, крах авторитарных режимов – это закат господства Запада и его идеологии над исламским миром. Российский эксперт, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский уверен, что светский режим в Египте в любом случае обречен. Речь идет лишь о том, сколько осталось до прихода исламских радикалов к власти – годы или десятилетия. «Сейчас секулярные режимы на Ближнем Востоке падают как кегли. Кончается пора военных автократий, вот просто рушатся они, исчерпали себя, от Марокко до Пакистана», – считает эксперт.

Эльдар Ваапов