Сегодня нередко из уст политической элиты Украины и работников таких структур, как МВД и СБУ можно услышать выражение «запрещенная литература», «литература экстремистского характера» и нечто в этом духе. Почему-то, чаще всего эти ярлыки навешиваются на книги и печатные издания исламских движений и организаций. Удивляет  то, что в условиях отсутствия нормативно-правовых документов,  позволяющих применять и использовать эти выражения это явление  становится вредной привычкой у власть предержащих.

Правомерно ли подобное поведение, если учесть, что в Украине до сих пор не существует официально изданного списка «запрещенной литературы», а в отношении исламской литературы не было указания на авторов книг и брошюр, годы изданий, сведения об издательствах, местах опубликования или других сведений, позволяющих с точностью идентифицировать запрещенное издание?

Получается, что самими чиновниками законы трактуются поверхностно и используются как удобное средство для расправы с теми, кто не угоден.  А в данном случае вообще полнейшая импровизация. А кто тогда будет нести ответственность за дестабилизацию ситуации и обострение межконфессиональных отношений?

Каждому в Украине гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Под словами «свободно распространять религиозные убеждения» в данном случае, следует понимать: распространение посредством издания книг, брошюр, электронным способом, по радио, через телевидение и другими, не запрещенными законом способами. Где в реальности были пересечены рамки украинского законодательства членами мусульманских общин и партий?

Я согласна, что правильным является запрет пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Либо  пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Однако для установления факта наличия в тексте литературы или просто в отдельных текстах, призывов к ненависти и вражде, или пропаганды превосходства, необходимо проведение специальных исследований с участием религиозных деятелей, лингвистов, политологов и специалистов-филологов. Поскольку, речь идет о таком серьезном вопросе, как свобода вероисповедания, следовательно, и исследования должны быть проведены на очень высоком уровне.

Да и в целом, сам факт появления запрещенной литературы религиозного характера (если, конечно, есть работа в этом направлении), наводит на грустные размышления. Что будет дальше, и куда мы придем в конечном итоге?

У нас нет и не было межрелигиозной вражды, кроме той, что искусственно насаждается.

У нас нет и не было исламского экстремизма, кроме того, что искусственно насаждается.

У нас нет и и не было вооруженного джихада, о которым трезвонят СМИ.

Кому-то, видимо, очень хочется, чтобы в Украине и в Крыму, имя мусульманина ассоциировалась с терроризмом, а крымские мусульмане предстали в глазах общественности в образе радикально настроенных муджахедов.