После настойчивых вопросов прихожан, С. Аметов признался в том, что именно он разрешил проводить уроки танцев на территории мечети и пообещал прекратить это в течение двух недель. Однако этого сделано не было. С. Аметов протянул время и просто отошел в сторону. Поэтому решение этого вопроса легло на прихожан мечети.
В один из дней, придя в мечеть, Риза-агъа (прихожанин мечети), увидел детей и молодежь, посещающую танцы и их родителей. Объясняя им о недопустимости проведения танцев на территории мечети, он понял, что они не доверяют ему. Тогда Риза агъа, тут же, при них позвонил муфтию Эмирали Аблаеву по телефону и изложил ситуацию. На что Э. Аблаев сказал, что тот, кто организует танцы на территории мечети – глупые люди, и он приедет и прекратит это.
16 августа 2009 года состоялось собрание, инициированное группой жителей массива под руководством Рустема Халилова, заместителя председателя крымской организации Социалистической партии Украины. На этом собрании они набрались смелости и посягнули на имущество Аллаха – территорию мечети. Ими было принято решение построить забор, разделив территорию мечети на две части. Также они приняли решение сместить имама мечети «Джума», за то, что он препятствовал осуществлению их планов. Именно этот пункт изменил позицию Э. Аблаева, сделав его из противника проведения уроков танцев на территории мечети в сторонника. Он оставил вопрос отчуждения от мечети части ее земель на рассмотрение группы людей, возглавляемых Р. Халиловым, большинство которых не то, что читать намаз – не знает даже, с какой стороны заходить в мечеть! Удивительно то, что к этой группе присоединился давний друг Р. Халилова, председатель общины «Рахмет» - С. Аметов, который, собственно, и стоял у истоков конфликта.
Имам мечети Сервер Изединов был законно избран динджемиетом «Рахмет» и прихожанами мечети «Джума», причем ходатайство за него муфтию предоставил лично председатель общины С. Аметов. Но после того, как муфтий узнал, что имам разделяет взгляды партии «Хизб ут-Тахрир», отношение к С.Изединову тут же изменилось. Воспользовавшись конфликтной ситуацией вокруг мечети и заручившись поддержкой Р. Халилова, Э. Аблаев посетил собрание, состоявшееся 20 августа 2009 г., возле мечети «Джума».
Выступая на собрании, он сказал: «Сегодня, еще не вставший на ноги «пезевенк» (сутенёр, подлец), не прошедший еще и двух коридоров, обучает вас. Мы вынесли решение, что такой-то имам здесь не будет работать. Вынесли решение и вручили его вам. Вошедший в любую партию, будь то, Хизб ут-Тахрир, ваххабиты, салафиты, хабашиты – в наших мечетях, в наших общинах не будут ни председателями, ни имамами, ни членами общин. Дали это решение вам в руки. Но вы не принимаете никакого решения и не делаете никаких шагов. Так не пойдет. Знайте, что если я приду, то, может быть, вместе с ними и некоторые из вас тоже вылетят из мечети! Потому что я приду не для того чтобы по голове гладить! Очень хорошо знайте это. Я никому не позволю унижать этот народ и эту религию. Это очень хорошо знайте».
При поддержке Э. Аблаева, который ни словом не обмолвился о посягательстве на имущество Аллаха – территорию мечети – то есть о том, что послужило истинной причиной конфликтной ситуации, группа людей, во главе с Р. Халиловым принялась действовать…
21 августа на пятничный намаз Э. Аблаев в очередной раз отправил своего посланника, чтобы снять имама мечети «Джума». Айдер Исмаилов, заместитель Э. Аблаева, привез «нового» имама, Джамиль-оджа с Турции, который, в отличие от С. Изединова, не изъясняется ни на крымскотатарском, ни на русском языке, а говорит на турецком языке, малопонятном для основной массы людей, проживающих в Ак-мечети. В качестве группы поддержки были приглашены женщины, которые имели личные обиды на имама, связанные с их семейными проблемами. Эти женщины в истерике, с открытым авратом (те части тела, которые должна закрывать женщина), с непокрытой головой, ворвались в мечеть, забрались на минбар и принялись стаскивать имама, проводящего пятничную хутбу Джума-намаза! Мусульманам удалось их вывести, после чего был прочитан Джума-намаз и прихожане мечети разошлись.
На следующий день, в первый день священного месяца Рамадан, 22 августа, после утреннего намаза, в здание мечети вошла, ругаясь нецензурной бранью, группа людей: Живолуп Сервер, Кадыров Мунир, Кадыров Рустем и группа женщин. Эти люди начали выталкивать из мечети мусульман, которые читали Коран, сопровождая свои действия руганью и оскорблениями
Вечером, того же дня состоялось собрание, куда были приглашены Э.Аблаев и Рефат Чубаров. Основным вопросом рассмотрения стал вопрос партии Хизб ут-Тахрир. Вопрос раздела территории мечети даже не поднимался и был оставлен на рассмотрение самих людей. Другими словами, с легкой руки Э. Аблаева, было дано добро на разделение территории мечети на две части, с последующим использованием одной из них на усмотрение Р. Халилова, который явился инициатором всего конфликта.
Во всей этой ситуации удивление и сожаление вызывает роль Э. Аблаева, называющего себя муфтием мусульман Крыма.
Во-первых, в своем разговоре мусульманин, а тем более человек, который взял на себя ответственность представлять интересы мусульман Крыма, не должен позволять себе произносить оскорбления в адрес другого брата мусульманина. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Мусульманин, мусульманину брат. Не обманет он его и не предаст». Поэтому тон, которым высказывался Э. Аблаев и те слова, которые он произносил, больше подходят бандиту, привыкшему решать свои дела «по понятиям», чем человеку, называющему себя муфтием.
Во-вторых, в основе мусульмане должны руководствоваться и определять правильность и неправильность согласно Корану и Сунне Посланника Аллаха (с.а.с.), а не своими личными амбициями, предубеждениями и неприязнью. Поэтому, обвиняя мусульман в принадлежности к партиям и группам, необходимо узнать соответствие их Корану и Сунне Пророка Аллаха (с.а.с.).
В-третьих, муфтият и меджлис крымскотатарского народа в качестве основы взяли для себя демократические принципы. Они используют эти принципы там, где это им выгодно. Там же, где это противоречит их планам, они начинают применять правило: «Кто не с нами – тот против нас», руководствуясь правилами средневековой христианской инквизиции. При этом, клеймя всех, называя сектантами и раскольниками.
В-четвертых, Э. Аблаев постоянно обвиняет мусульман из Хизб ут-Тахрир, салафитов, ваххабитов и др., в том, что они вносят раскол в народ, при этом сам не замечая того, что делит народ именно он, а не исламские джамааты. Причем это делается на публичных выступлениях, на страницах газет, на радио и телевидении. При этом нигде не видно, что исламские джамааты делили бы народ или бы вносили раскол в него.
В-пятых, сутью данного вопроса является не вопрос имама, а то, что группа людей посягнула на имущество Аллаха, решив отхватить кусок земли у мечети.
Согласно Исламу, то, что отдано Аллаху, назад не забирается, как не забирается то, что приносится на мезарлыкъ (кладбище), также как и то, что приносится в мечеть.
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Нет хуже того, кто забирает назад свой подарок. Он подобен собаке, которая срыгнет в свое блюдце, а потом лижет».
Необходимо отметить немаловажную роль в этом конфликте Р. Халилова.
Во-первых, в жилом массиве Ак-мечеть, начиная с 1997 года, местный комитет самоуправления обращался в горсовет с просьбой о выделении территории для строительства общественного комплекса, территорию под которую был выделен в районе конечной остановки маршрутных такси. Однако на этом месте, на сегодняшний момент функционирует магазин, возле которого расположена «наливайка», в которой спаиваются местные жители, в том числе и молодежь. Хозяином всего этого заведения является Р. Халилов. Каким образом земля, предназначенная под общественные нужды, стала частной, пока неизвестно.
Неужели в таком большом массиве, как Ак-мечеть не нашлось места для организации молодежного центра, где бы проводили уроки танцев, а надо было именно посягать на территорию мечети?
Во-вторых, в преддверии предвыборной гонки в Украине, Р. Халилов, как зам. председателя крымской организации Социалистической партии Украины, заботясь о голосах избирателей, видимо решил поднять свой рейтинг, подняв «бурю в стакане» в отдельном жилом массиве города Симферополь, причем совершенно не думая о последствиях своих действий, избрав объектом пиар-кампании мечеть – Дом Аллаха.
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Первым пророчеством, с которым люди столкнутся, является то, что если ты лишаешься стыда, то творишь, что пожелаешь».
Обидно, что крымскотатарское телевидение стало соучастником в этом бессовестном маскараде. Мало того, что взрослые, потеряв всякий стыд и совесть, для достижения своих цели, прибегли к оскорблениям, лжи и клевете, они также вовлекли детей, заставив их рассказывать выдуманные истории. Сразу видно, что это рассчитано на всекрымскую аудиторию, т.к. в самой Ак-мечети прихожане мечети известны, и общеизвестно, что на такие подлости, в которых их обвиняют, они не способны.
Всевышний Аллах сказал:
أَمْ تَأْمُرُهُمْ أَحْلامُهُمْ بِهَذَا أَمْ هُمْ قَوْمٌ طَاغُونَ
Неужели их мечты повелевают им такое? Или же они являются людьми преступными? (52:32)
Жаль, что в этот Священный месяц Рамадан, когда мусульмане держат пост, желая заслужить довольство Всевышнего Аллаха, стремятся к благим делам и отстраняются от фитны, ссор и дурных поступков, муфтий Крыма, публично пообещавший защищать свою религию, посвящает себя борьбе против исламских джамаатов и организаций, чем вносит раскол и взаимное недоверие в среду мусульман.
Всевышний Аллах сказал:
وَالَّذِينَ يُؤْذُونَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ بِغَيْرِ مَا اكْتَسَبُوا فَقَدِ احْتَمَلُوا بُهْتَانًا وَإِثْمًا مُبِينًا
«А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха». (33:58).
Подобные конфликты не только не способствуют объединению и возрождению мусульман, а ставят под угрозу само возрождение Ислама в Крыму.
Всевышний Аллах сказал:
وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلا تَفَرَّقُوا وَاذْكُرُوا نِعْمَةَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنْتُمْ أَعْدَاءً فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُمْ بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا وَكُنْتُمْ عَلَى شَفَا حُفْرَةٍ مِنَ النَّارِ فَأَنْقَذَكُمْ مِنْهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, быть может, вы последуете прямым путем». (3:103)
Видеорепортаж Ридвана Ибрагимова (кор.газеты "Возрождение") с места событий.