«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист. Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ. Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза. Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей. А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать».

Мартин Фридрих Густав Эмиль Нимёллер

 


Усугубление противоречий в крымскотатарской среде дошло до очень опасной кульминации. Много раз упоминалось о том, что у нас напрочь отсутствует культура дискуссии. Много раз на примере аннексии или событий начала ХХ века, когда разворачивалась полемика между джадидами и кадемитами, говорилось о трагических последствиях для крымских татар доведения разобщенности до откровенной ненависти. Причем такой лютой, что это не мешало потом соплеменникам прибегать к помощи внешних сил для устранения оппонентов. Да к тому же, эти внешние силы не заставляли себя долго ждать и без приглашения входили в дома, давали 5 минут на сборы или выносили решение «тройками» о ликвидации националбуржуазного элемента.


Да, таковы неусвоенные уроки прошлого. И о будущем пусть задумается каждый здравомыслящий.

Сегодня перед крымскими татарами встала серьезная угроза подвергнуться гонениям, но уже под другим соусом. Современность придумала новый способ установления влияния над сознанием под предлогом борьбы с экстремизмом и терроризмом. Причем хоть он и выглядит новым, но суть его остается прежней. Как та, что присутствовала, когда устраивались гонения на пророков, как та, что присутствовала в средневековой инквизиции, как та, что присутствовала, когда большевики устраняли инакомыслие.

События прошлого месяца с его массовыми обысками в мусульманских семьях в поисках подтверждения угрозы для украинского государства, пользуясь абсолютным невежеством граждан Украины об исламе, подтверждает предыдущий вывод. Между исламом и терроризмом фактически был поставлен знак равенства. При этом, сугубо теологические разногласия были отданы на суд государству. Оно же, и не собираясь разбираться в сути этих разногласий, решило включить действенный во все времена репрессивный механизм.

В информационное пространство начались выбросы исламофобии. Не без помощи так называемых защитников традиций. Причем риторика этих защитников напоминает риторику северокавказских активистов в борьбе с инакомыслием. К чему приведет, такое подражание? Обращая внимание на то, что происходит на Северном Кавказе, откуда ежедневно приходит информация об исчезновении людей, полицейском беспределе, о попытках протестовать против этого общественности и правозащитников, неприятно прогнозировать такое в Украине. Особенно в самом густо населенным мусульманами регионе — Крыму.

В апреле в Киеве была встреча двух муфтиев, украинского и чеченского, где они договорились о совместной борьбе с ваххабизмом и панисламизмом. Глава меджлиса крымско-татарского народа Мустафа Джемилев прокомментировал тогда, что подписанное соглашение «не имеет никакого веса»: «Как господин Тамим может что-то подписывать, если его реально признают только 5 процентов мусульман Украины. Его никто не наделял полномочиями бороться с экстремизмом, тем более что для этого есть спецслужбы».

При этом президент Центра ближневосточных исследований Александр Богомолов считает, что соглашение, имеет скорее политический подтекст. «Сейчас идет конкуренция между различными объединениями мусульман, в том числе и в поиске внешних союзников, — подчеркнул он в беседе с изданием «КомерсантЪ», — ДУМУ сделало этот шаг, решив взять за основу борьбу с религиозным экстремизмом, но полагаю, что в действительности угроза возникновения экстремизма в Украине преувеличена».

И это не первая попытка внушить украинцам, что Украине грозят чем-то мусульмане. Когда еще головой правительства Крыма был В.Г.Джарты, со стороны Президента Чечни были выпады в сторону Крыма о том, что из него исходит угроза ваххабизма. Тогда Джарты отреагировал на это, опровергнул высказывания и сказал, что никакой угрозы нет и все под контролем спецслужб. При этом существуют мнения авторитетных экспертов об отсутствии каких-либо предпосылок для угрозы со стороны мусульман. Представителями различных исламских направлений ведется открытая публичная деятельность, которая уже в своей основе исключает какие либо крайности.

Стало быть, в продолжение выводов А.Богомолова, ДУМУ, пользуясь днепропетровской ситуацией и реализуя заявленные при соглашении цели, решило осуществить их и подчинить себе полностью мусульманское население Крыма и Украины. Распространяемые по всей сети заявления председателя мусульманской общины «Авдет» наводят на мысль о реализации этих планов, начав с Байдар. И это не начало, а только усиление давления.

Ярые защитники мистического традиционализма, не известные своим происхождением, оказывают медвежью услугу государству, фабрикуя факты экстремизма и запугивая население, выдавая желаемое за действительное словами «взорвут», «убьют», «зарежут» и прочими предположениями. Тем самым как бы подталкивая Украину к скатыванию в тоталитаризм.

Разве можно при явных признаках внешней враждебности продолжать полемику, переходящую в ненависть? Разве публичное оправдание депортации лидером коммунистов не наводит на мысль о нескрываемом желании разделаться с крымскими мусульманами и заставить всех думать, как прикажут? Если мы не хотим повторить исторических ошибок, следовало бы, наконец, осознать это и перестать за неимением идейных аргументов, прибегать к репрессивным инструментам государства. Вытравить из себя остатки «совковости» и начать уважать собеседника. Консолидация крымских татар стала как никогда актуальной. Для этого осталось научиться слышать друг друга.