Некоторые западные круги опасаются возрождения «политического единства исламского мира» и стараются противодействовать этому, в то же время западные СМИ активно обсуждают этот вопрос.

В статье под названием «Мы теряем Ближний Восток» в Wall Street Journal Чарльз Фоулер пишет: «Сейчас мы должны забыть мирное урегулирование между Израилем и палестинцами, потому что мы можем потерять влияние на всем Ближнем Востоке. Пока мы зря проливаем кровь и тратим деньги в Афганистане и Пакистане, исламисты могут появиться куда ближе к нам. Революция в Тунисе и Египте, восстание в Йемене, в Ливане «Хизбалла» свергает демократически избранное правительство».

«Нерешительная политика Обамы в отношении Ирана, Китая и Северной Кореи побудила радикальных мусульман на всем Ближнем Востоке восстать и устремиться к осуществлению своей мечты – новому всемирному халифату. Какой смысл беспокоиться о моджахедах в ущельях Афганистана и Пакистана, когда оплотом экстремизма могут стать современные города Ближнего Востока?» - задаётся вопросом Фоулер.

Реальным считает возрождение политического единства исламского мира Джоэл Ричардсон, который пишет в статье «Что будет дальше на Ближнем Востоке?» в Word Net Daily: «Главной опасностью является создание коалиции между Ираном, Турцией и новым демократически-исламистскими правительствами. Хотя этот союз и не будет называться халифатом, но в случае его заключения мусульмане ближе всего подойдут к возрождению халифата за 80 лет. Рано или поздно мы увидим подъем нового Османского халифата. А в наши дни премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который популярен во всем мусульманском мире, больше всего подходит на пост халифа, чем кто-либо из мусульманских правителей за 80 лет»