События в Журавках Кировского района Крыма в сентябре 2009 года оставили отчетливый след на страницах современной истории Украины. Эти события показали, что не стоит искать черной кошки в темной комнате, особенно, когда ее там нет. Попытка создания коряво вымышленных информационных поводов сыграла злую шутку с ее авторами. Это впоследствии лишило их авторитетного экспертного слова, и любое упоминание о случившемся с небылицами вокруг покушений, «похитителями коров» и позирования на фоне оружейного арсенала, оборачивается хихиканьем в аудитории.

На самом деле, вот уже третий десяток лет уверенного роста исламского самосознания крымских татар проходит в атмосфере относительной стабильности в регионе, которому «пророчили» стать одним из горячих точек на посткоммунистическом пространстве. Это объясняется во многом тем, что этот рост действительно происходил в достаточно свободных условиях. Отличающиеся от других, религиозные потребности мусульман, удовлетворялись по мере желания. На полуострове строились мечети, регистрировались общины. В итоге мусульманская община Крыма сформировала свой индивидуальный вид. Современные тенденции в исламском мире также нашли свое отражение в ней.

Завершилась «эпоха Малиборского», которая выражалась в подходах к религиозным вопросам с точки зрения советского идеологического мировосприятия. Однако всевозможные «рудименты» прошлого до сих пор сохранились. Попытка сохранения некоего традиционализма через административное давление и навязывание, не имеющих ясности в происхождении ценностей, вызывает протестное состояние в общине. Современная действительность требует ответов, которые не удовлетворить аморфным традиционализмом. Искаженный царизмом и советской властью официальный консерватизм, однозначно для этого не подходит.

Современный мир изменился. События в арабских странах наглядно демонстрируют, каков исход тех, кто пытался насильно навязать свое видение. Они показали, что лидер должен быть выразителем и хранителем идеи, а не единоличным ее генератором. В некоторой степени это нашло свое отражение в крымскотатарской среде. Отсутствие здоровой дискуссии, бессменное руководство,– невольно делают аналогию с событиями в арабском мире. Яркий пример: действия Башара Асада против народа Сирии напрочь лишили хоть какой-то легитимности его власть. В современном информационном мире невозможно скрыть доказательства преступлений его режима. И в истории человечества он таки останется кровавым тираном периода, о котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «…Затем прибудет тирания, которая продлится столько, сколько пожелает Аллах…».

Так или иначе, развитие общественных процессов на полуострове подошло к такой стадии, когда жители полуострова уже устали от напряжения и конфронтации. Все чаще звучат призывы к диалогу. Прагматично настроенное большинство приветствует и поддерживает эти инициативы. Создание площадок для диалога и дискуссии стало веянием современности. Абсолютно верным является утверждение, что наличие возможности высказать свое мнение, устраняет такое явление как экстремизм. Очевидно и то, что лишение возможности высказывать свое мнение или попытки давления через репрессивные механизмы выглядят откровенной провокацией экстремизма. Тем более, при отсутствии каких либо предпосылок.

Отклонение законопроекта Колесниченко «О противодействии экстремизму» является убедительным признаком качественно нового и прогрессивного уровня общественного сознания в Украине. Для граждан очевиден факт того, что они могут лишиться любой возможности дискуссии в случае принятия этого закона.

Таким образом, для мусульман Крыма является очевидной необходимость налаживания конструктивного цивилизованного ведения дискуссии. Более того, у мусульман Крыма есть орган, который может стать площадкой для высказывания и обсуждения различных мнений, – это Курултай. Чтобы в будущем избежать нелицеприятных «крайних» мер при выходе на свои акции оппозиции или жестких высказываний в пресс-центрах, надо перенести эти «уличные» выяснения отношений в зал заседания Курултая. При этом сделать доступным для каждого желающего сознательного крымского татарина попасть на Курултай. И там, через нормальную процедуру прений и дебатов решать общенародные проблемы.

Моему двухгодичному сыну нравится мультфильм «История игрушек». Сын, когда я дома, по несколько раз в день заставляет меня включать ему этот мультфильм и со мной в компании просматривать его, положив голову мне на плечо. От этого сюжет мультфильма уже запомнился мне в подробностях. Так вот, один персонаж в этом мультфильме заявляет плюшевому медведю-тирану, что основой для власти должно быть согласие граждан, а не угроза насилия. Анализируя современную ситуацию в крымскотатарской среде, я столкнулся с мыслью, что эта фраза всегда у меня всплывает в сознании, как комментарий к происходящему. Трудно не согласиться, что именно согласие граждан, с ощущением одного целого, пусть даже с различным мнением, делает легитимным лидерство. А также братское согласие между гражданами.

Кадыров Энвер