Пророк и посланник – это два отличных друг от друга слова, но совместимы в ниспослании им шариата путем Откровения. Отличие между ними заключается в том, что Посланник – это тот, кому был ниспослан шариат, и было приказано доводить его людям. Ему было приказано доносить тот шариат, который был ниспослан ему лично, а пророк – это тот, кому приказано доносить шариат, который был ниспослан не ему, а посланнику, жившему до него. Судья аль-Байдави в разъяснении следующих слов Всевышнего Аллаха:

(وَمَآ أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ مِنْ رَسُولٍ وَلاَ نَبِيٍّ)

«И никогда не посылали Мы посланников и пророков до тебя, кроме как…» [22:52]

говорит: «Посланник – это тот, кого Аллах отправил с новым шариатом, к которому он призывает людей, а пророк – это тот, кого Аллах отправил для утверждения предыдущего шариата». Муса (мир ему) является пророком, ибо ему был ниспослан шариат посредством Божественного Откровения, а также и посланником, ибо шариат, который был ниспослан ему, был его посланием. Харун (мир ему) является пророком, ибо ему был ниспослан шариат, но при этом он не является посланником, ибо шариат, ниспосланный ему, с тем, чтобы он доводил его людям, не являлся его посланием, а был посланием Мусы (мир ему). Мухаммад (с.а.с.) является пророком, поскольку ему был ниспослан шариат, и является посланником, поскольку шариат, который был ниспослан ему, является его посланием. Послание – это посредническая миссия человека между Аллахом и остальными людьми, чтобы разъяснять им решения необходимых для них вопросов жизни ближней и грядущей. Мудрость требует ниспослание посланников, поскольку в этом имеются огромное значение и блага. Ниспослание посланников является реальными событиями. Так Всевышний Аллах посылал людям посланников из числа самих же людей, которые несли благие вести о рае и вознаграждении для верующих и подчиняющихся, и предостерегали кафиров и непокорных об Аде и наказании, а также разъясняли людям необходимые для них дела земной и грядущей жизни, ибо разум не имеет возможности постичь все это в силу того, что он не в состоянии полностью охватить знанием самого человека и его положения. Аллах укрепил пророков и посланников чудесами. Чудо – это дело, которое проявляется не по обыкновению у того, кто утверждает о пророчестве, когда бросает вызов тем, кто отвергает его, и они не способны сделать подобное. Дело в том, что если не было бы этого чуда, то не было бы обязательным принимать его слова, и ни за что не отличился бы человек, правдивый в утверждении послания от лжеца. При обнаружении такого чуда, появляется решительное утверждение о его правдивости у того, кто убеждается этим чудом и тем, что это не может исходить от людей.

Первым из пророков на земле был Адам (мир ему), а последним – Мухаммад (с.а.с.). О пророчестве Адама сообщает Коран, в котором Всевышний Аллах говорит:

(وَعَصَى آدَمُ رَبَّهُ فَغَوَى ثُمَّ اجْتَبَاهُ رَبُّهُ فَتَابَ عَلَيْهِ وَهَدَى)

«И ослушался Адам Господа своего и сбился с пути. Потом избрал его Господь и простил его и повел прямым путем» [20:122]

Также Коран свидетельствует о том, что Аллах приказал и запретил Адаму. Аллах говорит:

(وَقُلْنَا يَا آدَمُ اسْكُنْ أَنتَ وَزَوْجُكَ الْجَنَّةَ وَكُلاَ مِنْهَا رَغَداً حَيْثُ شِئْتُمَا وَلاَ تَقْرَبَا هَـذِهِ الشَّجَرَةَ)

«И Мы сказали: «О Адам! Поселись ты и твоя жена в Раю, и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву» [2:35]

При этом в его время не было другого пророка, кроме него. Он был пророком по Откровению и не иначе. Пророк – это тот, кому путем Откровения дан шариат. Каждый приказ и запрет, данные путем Откровения, – есть шариат. Ему было дано такое Откровение и значит, он был пророком. Кроме этого, его пророческая миссия достоверно сообщена в Сунне. Имам Тирмизи передает от Абу Худри следующий хадис: «Я самый почтенный сын Адама в День воскрешения. Нет гордости, и знамя восхваления будет в моей руке, и нет гордости, и все пророки, включая Адама, будут под моим знаменем». И также единодушие сподвижников гласит о том, что Адам был пророком.

Что же касается пророческой миссии Мухаммада (с.а.с.), то Мухаммад (с.а.с.) утверждал о пророчестве и показал людям чудо. Утверждение им о пророчестве является достоверно известным для нас фактом. Говоря о чуде, то он принес речь Аллаха и бросил вызов в ней красноречивым знатокам арабского языка. Но, несмотря на то, что они не щадя сил отчаянно взялись за это дело, они оказались бессильными оспорить даже самую маленькую суру Корана. Дошло до того, что они отказались оспаривать Коран посредством слов и красноречия, будучи самыми способными и талантливыми людьми в этом, и перешли к физическому противодействию с применением силы и оружия. Ни от кого из них, несмотря на множество поводов для этого, не передано ни одно сообщение о том, что они смогли привести что-то подобное Корану. Это в свою очередь, бесспорно, указывает на то, что Коран от Всевышнего Аллаха, и тем самым достоверно познается подлинность утверждения Пророка (с.а.с.).

Говоря о численности пророков и посланников, то она неизвестна, поскольку Всевышний Аллах говорит посланнику (с.а.с.):

(وَلَقَدْ أَرْسَلْنَا رُسُلًا مِّن قَبْلِكَ مِنْهُم مَّن قَصَصْنَا عَلَيْكَ وَمِنْهُم مَّن لَّمْ نَقْصُصْ عَلَيْكَ)

«Мы посылали посланников до тебя; о некоторых мы рассказали тебе, о других не рассказывали» [40:78]

Да, в некоторых хадисах приводится численность пророков, однако эти хадисы, гласящие об их численности, являются «хабар ахад» (сообщениями отдельных лиц), которые не имеют значимости в сфере акыды. Поскольку даже если предположить, что «хабар ахад» отвечает всем условиям, упоминаемым в науке «усуль фикх», оно может передавать только лишь предположение, а предположение не имеет значимости в сфере акыды. Поэтому, говоря о численности пророков, следует ограничиваться тем, что говориться в Благородном Коране, ибо Коран категоричен. Нет ни одного мутаватир хадиса, который сообщал о какой-то численности пророков. Что касается тех пророков, которые упоминаются в Благородном Коране, то Всевышний Аллах говорит:

( وَتِلْكَ حُجَّتُنَا آتَيْنَاهَا إِبْرَاهِيمَ عَلَى قَوْمِهِ نَرْفَعُ دَرَجَاتٍ مَّن نَّشَاء إِنَّ رَبَّكَ حَكِيمٌ عَلِيمٌ ، وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ كُلاًّ هَدَيْنَا وَنُوحًا هَدَيْنَا مِن قَبْلُ وَمِن ذُرِّيَّتِهِ دَاوُودَ وَسُلَيْمَانَ وَأَيُّوبَ وَيُوسُفَ وَمُوسَى وَهَارُونَ وَكَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ ، وَزَكَرِيَّا وَيَحْيَى وَعِيسَى وَإِلْيَاسَ كُلٌّ مِّنَ الصَّالِحِينَ ، وَإِسْمَاعِيلَ وَالْيَسَعَ وَيُونُسَ وَلُوطًا وَكُلاًّ فضَّلْنَا عَلَى الْعَالَمِينَ ، وَمِنْ آبَائِهِمْ وَذُرِّيَّاتِهِمْ وَإِخْوَانِهِمْ وَاجْتَبَيْنَاهُمْ وَهَدَيْنَاهُمْ إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ ، ذَلِكَ هُدَى اللّهِ يَهْدِي بِهِ مَن يَشَاء مِنْ عِبَادِهِ وَلَوْ أَشْرَكُواْ لَحَبِطَ عَنْهُم مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ ، أُوْلَـئِكَ الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ وَالْحُكْمَ وَالنُّبُوَّةَ )

«Это – Наш довод, который Мы даровали Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем степенями тех, кого желаем. Поистине, Господь твой – мудрый, знающий! И даровали Мы ему Исхака и Йакуба; всех Мы вели прямым путем; И Нуха вели раньше, а из его потомства – Дауда, Сулаймана, и Аййуба, и Йусуфа, и Мусу, и Харуна. Так воздаем Мы делающим добро! И Закарию, и Йахйу, и Ису, и Илйаса, – они все из праведных. И Исмаила, и ал-Йаса, и Йунуса, и Лута – и всех Мы превознесли над мирами. И из отцов их, и потомков их, и братьев их, – Мы избрали их и вели их на прямой путь. Это – путь Аллаха, которым Он ведет, кого желает, из Своих рабов. А если бы они придали бы Ему сотоварищей, то тщетным для них оказалось бы то, что они делали! Это – те, кому Мы даровали книгу, и мудрость, и пророчество» [6:83-89]

(وَإِسْمَاعِيلَ وَإِدْرِيسَ وَذَا الْكِفْلِ كُلٌّ مِّنَ الصَّابِرِينَ ، وَأَدْخَلْنَاهُمْ فِي رَحْمَتِنَا إِنَّهُم مِّنَ الصَّالِحِينَ)

«И Исмаила, и Идриса, и Зу-ль-кифла... Все – из терпеливых. И Мы их ввели в Нашу милость: ведь они (были) из числа праведных»[21:85, 86]

(وَإِلَى مَدْيَنَ أَخَاهُمْ شُعَيْبًا)

«И к мадйанитам – брата их Шуайба» [29:36]

(وَإِلَى ثَمُودَ أَخَاهُمْ صَالِحًا)

«И к самудянам – брата их Салиха» [7:73]

(وَإِلَى عَادٍ أَخَاهُمْ هُودًا)

«И к адитам – брата их Худа» [11:50]

(وَقُلْنَا يَا آدَمُ اسْكُنْ أَنتَ وَزَوْجُكَ الْجَنَّةَ)

«И Мы сказали: «О Адам! Поселись ты и твоя жена в Раю»[2:35]

(مُّحَمَّدٌ رَّسُولُ اللَّهِ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاء عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاء بَيْنَهُمْ)

«Мухаммад – Посланник Аллаха, и те, которые с ним, – яростны против неверных, милостивы между собой» [48:29]

Все пророки и посланники приносили людям сообщения от Всевышнего Аллаха, поскольку в этом и заключается смысл пророчества и посланнической миссии. Они были правдивы и давали добрые наставления людям, дабы не становилась недействительной их посланническая миссия. В доведении религии Аллаха они все защищены от лжи и ошибочности, как и защищены от совершения греха. Говоря же о переданных в отношении пророков сообщениях, которые дают понять, что они говорили ложь или совершали грех, то если они передаются путем «хабар ахад», следовательно, не имеют никакой значимости и отвергаются. А в том случае, если они имеют достоверную передачу, как, например то, что приводится в Коране о некоторых пророках и посланниках, то это происходило до пророчества и послания, и это допустимо в отношении них, поскольку они защищены от греха после послания, а не до послания. Либо это является из рода предпочтения иного, нежели того, что лучше, как, например нежелательный (макрух) разговор или оставление рекомендуемого (мандуб), или избрание из дозволенного (мубах) не то, что является более лучшим для пророка, как, например, их противоречие некатегоричному приказу или некатегоричному запрету. Все это допустимо в отношении пророков и посланников (мир и благословение им)

(يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ آمِنُواْ بِاللّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَى رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِيَ أَنزَلَ مِن قَبْلُ وَمَن يَكْفُرْ بِاللّهِ وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً بَعِيداً)

«О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника, Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, а также в писание, которое Он ниспослал прежде. Тот, кто не верует в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и в Судный день, впал в глубокое заблуждение». (Женщины; 136)

Пророки и посланники – это избранные Аллахом люди для доведения до народа, нации или человечества истинной веры и шариата. Пророков и посланников было много, начиная от Адама (мир ему) и заканчивая Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Отличие пророков от посланников заключается в следующем: посланнику было велено доносить до людей шариат, ниспосланный непосредственно ему, а пророк – это тот, кто доносил шариат ниспосланный посланнику, жившему до него.

Пророки и посланники были лучшими из людей, достойные того, чтобы подражать им и брать с них пример. Аллах избирал их из среды людей. В житейских или бытовых вопросах они ничем не отличались от обычных представителей той нации или того народа, из которого были родом. Они занимались торговлей или пасли овец, имели жен, детей, радовались, огорчались, любили и ненавидели и т.п. При этом они обладали только наилучшими качествами, безупречным поведением, верой и подчинением Всевышнему Аллаху. Зачастую пророками становились уже в достаточно зрелом возрасте. Например, Мухаммад (с.а.с.) получил первое пророчество от Аллаха в сорок лет. Однако, до того момента, он (с.а.с.) был известен, как порядочный и честный человек.

Пророки и посланники сталкивались с одной и той же реальностью, с неверием, предвзятостью и высокомерием со стороны их современников. Всевышний Аллах сказал:

(وَإِنَّ رَبَّكَ لَذُو فَضْلٍ عَلَى النَّاسِ وَلَكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لَا يَشْكُرُونَ)

«Воистину, твой Господь оказывает милость людям, но большинство их неблагодарно». (Муравьи;73)

Аллах создал мир, суть которого заключается в борьбе между истиной и ложью, в том, чтобы испытать одних из людей другими. Пророки же были лидерами в борьбе со злом и неверием. Кто-то из них одерживал грандиозные победы, а кто-то оставался никем непонятым до конца своих дней. Но никто из них никогда не отказывался от дела, которое Аллах возложил на них, и были очень стойкими и усердными в этом. Уповая на Аллаха и только на Него. Руководствуясь Его шариатом. В надежде на приобретение наилучшего блага в Райских садах.

В последнем писании Священном Коране Аллах описывает некоторых из пророков и посланников в виде притч в назидание всем людям.