В массовом сознании утвердилось представление о культуре как об особой сфере общества, которая как бы отделена от повседневной жизни и фактически приравнивается к искусству и литературе. Этот взгляд закреплен в выражениях такого типа, как «работник культуры», «деятели культуры», под которыми подразумеваются поэты и писатели, музыканты и артисты.

На деле же культура – явление масштабное, несводимое к одному только искусству, явление соразмерное обществу и цивилизации. Поэтому культура не только теснейшим образом связана со всеми сторонами жизни общества и человека, а оказывает на них большое влияние.

Для того, чтобы выяснить природу культуры, остановимся сначала на ее понятии. Термин «культура» латинского происхождения и первоначально он означал возделывание почвы. В Средние века им обозначали прогрессивные методы возделывания зерновых.

В XVIII – XIX веках культура толкуется в аристократическом духе. Культурными стали считать образованных, начитанных, «хорошо воспитанных» людей, обладавших «хорошими манерами».  Такое понимание культуры, как видно, в некоторой мере сохранилось и до наших дней: многие, например, говорят о культурных и некультурных людях, о бескультурье, связывают культуру с образованностью, интеллектуальным трудом и т.п. Это деление, таким образом, приводит к делению общества на культурных аристократов и некультурное простонародье.

Впоследствии Запад  под культурой стал понимать всё, что создано человеком в отличие от естественного мира, природы. Сейчас понятие «культура» включает в себя, фактически, то же содержание, что и понятия «общество» и «цивилизация». Ислам же определил  культуру как особый комплекс понятий о жизни, подобно  призме, через которую человек осознает сущность вещей.
Хотя в мире существует очень много культур и субкультур, основной интерес для нас представляют две основные противостоящие друг другу культуры в современном обществе. Одной из них является культура Ислама – культура "совершенного образа жизни", изложенного в Коране и Сунне. Другой - западная культура. Обе культуры предлагают  "полную идею о  жизни". Однако, как образ жизни, они  резко отличаются друг от друга.

Исламская культура - образ жизни мусульманина, определенного в Коране и Сунне. Это культура Пророка Мухаммада (с.а.с.). Это тот образ жизни, который приняли  его сподвижники (р.а.) после того, как отвернулись от культуры  невежества. Менталитет исламской культуры вытекает из убеждения, что Аллах Ta'aля наш Творец. Следовательно, в этом коротком пребывании на земле, мы должны служить Ему одному, в том порядке, в котором нас научил Его  Посланник (с.а.с.). Таким образом, Исламская культура вращается вокруг твердого убеждения, что наша миссия в жизни заключается в претворении полной религии  в самих себе и на всей Земле. С этим намерением кто-то принесет в жертву свое богатство, энергию,  время и самое дорогое - жизнь. Ислам будет путеводной звездой и движущей силой и  будет контролировать поступки человека до конца жизни. Мы все будем в ответе за то, как прожили жизнь и что сделали ради довольства Всевышнего Аллаха.

С точки зрения исламской культуры, не будет иметь значения, если человек не стремится к  роскоши и не получает комфорта. Жизнь рассматривается как путешествие, в  котором путешественник не слишком беспокоиться о роскоши и комфорте на своем маршруте. Путешественник стремится к месту назначения, следовательно, как результат своего послушания Аллаху Ta'aля, он  будет вознагражден  вечным  спокойствием и удовлетворенностью.

С другой стороны, западная культура, которая формируется за счет целого ряда капиталистов, атеистов, людей, которые признают однополые браки и т.д. Такие люди определяют упадочную  культуру Запада. Западная культура основана на принципе отделения религии от жизни и исключении любого влияния религии на жизнь. На этой основе зиждется вся жизнь и ее система. Западная культура изображает жизнь выгодой, так как выгода является критерием поступков в западной культуре. И как следствие, на выгоде основывается система и строится культура.

Менталитет западной культуры основывается на том, что цель жизни  - мирское наслаждение. Максимальный комфорт и роскошь, которая может быть приобретена, должны быть достигнуты любой ценой. Не существует конкретного смысла в жизни. Нет цели. Лишь временное достижение удовольствия пронизывает каждую клетку разума. Постоянное удовлетворение желаний требует больших расходов. Таким образом, жизнь вращается вокруг зарабатывания денег - с раннего утра до позднего вечера, причем любой ценой. Если что-то препятствует получению  удовольствия, то это препятствие должно быть  нейтрализовано. Если из-за ухода за пожилыми родителями "срываются планы на выходные  и праздничные дни", они должны быть направлены в дома престарелых. Если дети мешают родителям получать удовольствие от жизни или зарабатывать большие деньги, забота  о них  возлагается на детские центры, где их воспринимают почти как механические объекты, не заботясь о надлежащем воспитании. В целях "повышения качества жизни" (что означает зарабатывать больше денег, чтобы иметь больше роскоши и удовольствия) – все может быть принесено в жертву – родители, дети и даже религия.

Отсюда очевидно, что исламская и западная культуры находятся в разных плоскостях. Проблема в том, что когда люди разных культур живут вместе в одном сообществе, процесс ассимиляции имеет место,  люди из одной культуры принимает черты, обычаи, привычки и идеи из  другой культуры. Без сомнений, ассимиляции подверглось и исламское общество. Многие мусульмане слепо стали следовать за Западом в своем образе жизни, одежде, пище. А главное, в образе мышления, вращая жизнь, в основном, вокруг личных интересов. Религия  для таких людей стала играть второстепенное значение. Одним из таких примеров является работа крымскотатарских актеров и исполнителей. Считая себя людьми, возрождающими    крымскотатарскую культуру, они позволяют себе принимать участие в таких спектаклях как: «Фаише», «Еди къоджалы Урмус», «Акъмесджит йгитлери» и т.д., что в корне противоречит культуре нашего народа, вытекающей из Ислама.

Почему это произошло? Ответ вызывает тревогу! Люди отказываются от собственной культуры, когда они рассматривают  другую культуру как, нечто лучшее, совершеннее, чем то, что несет их культура. Из-за слабости имана и невежества, в настоящее время много мусульман оставило Коран и Сунну, приняв западную культуру совершенней, предоставляющей больше возможностей, удовольствия и выгоды по сравнению с исламской культурой! Это ничем не отличается от ребенка, который дарит бесценные алмазы в обмен на незначительный блестящий камень. Он понятия не имеет о ценности алмазов и  остается обманутым, бросаясь на блеск камней.

Западный образ жизни в настоящее время прославился и активно пропагандируется в средствах массовой информации. Это их культура, которую они ассоциируют с современностью с цивилизованностью. Средства массовой информации навязывают идеи следующего рода: "Если вы не следуете западной тенденции, вы старомодные и отсталые." Однако, эти лозунги не должны заставить нас потерять наши бесценные жемчужины ради бесполезных камней. Вместо этого нам следует занять позицию Хузайфа  бин Ямана (р.а.). Во время трапезы в суде персов, кусочек еды упал из его рук на пол. Следуя сунне, он бы поднял его, чтобы съесть. Кто-то рядом с ним предупредил его, что подбирать упавшую еду с пола  противоречит культуре  персов. Поэтому он должен воздерживаться от таких поступков. Ответ Хузайфы был неожиданным: "Должен ли я оставить Сунну (т.е. культуру) моего любимого Пророка (с.а.с.) ради этих глупцов?

Всеобъемлющий изучающий взгляд на историю показывает нам то, что развитие, которое осуществила исламская умма, в то время когда она применила  исламский Шариат и систему, ни один из других народов не осуществил это развитие. То, что ни одно другое общество не было похожим на исламское общество; то, что исламская культура была самой развитой культурой, которую знало человечество в своей истории. Нам следует вспомнить, каким сильнейшим было государство Халифата в мире, и как у королей души в пятки убегали от страха от слова вышедшего от Халифа мусульман. Также нам следует вспомнить, какой непобедимой была исламская армия.
Мы должны посмотреть на себя сегодня, после того как мы стали покорно идти за гнилой западной культурой, и после того как мы удовлетворились другой формой правления, а не той, что ниспослал Аллах для нашей жизни и нашего общества. Мы должны быть глубоко убеждены в том, что могущество, прогресс и слава – все это достигается посредством религии.

Всеохватывающий исследующий взгляд на то, к чему пришло человечество под тенью западной культуры, показывает нам то, что общества этой культуры бьются в мучениях и страданиях, подобно птице, заколотой ножом. Народы стран третьего мира изнывают под игом западного империализма, который грабит богатства и ценности, заставляет умирать их хозяев от голода, болезней и насилия, и обращается с ними после этого убийством и насилием.

Эти общества западной культуры рушатся и распадаются вследствие состязания в материальном богатстве и утраты духовных, нравственных и человеческих ценностей. Они живут в кошмаре губительных неизлечимых болезней, посредством которых ничего не пришло, кроме зла делу этих народов и разврата, которые ослепили взоры народов, после того как распались народы целиком и их социальные отношения. Эти преступники не дают им спать. Эти наркотики уничтожают их способности и убивают их разумы. Когда западное общество стало гордиться своим богатством и экономической силой, то это было посредством его ценностей и богатств его народов, а не посредством пригодности его системы. И если бы не высасывание крови слабых народов, то развалились бы страны западной культуры. И если уже коммунистический мир вместе со своим коммунизмом свалился в упадок, после того как коммунизм возвышал его некоторое время, то западное общество сегодня находится на краю пропасти, даже начало падать.

Сегодня надежды возлагаются на исламскую культуру и на ее сынов, которые возвратятся заново для устойчивости посредством этой культуры. Понесут ее посланием к миру до тех пор, пока не спасут ею свою умму, а затем прочие народы, ради слов Всевышнего:

وَالْمُسْتَضْعَفِينَ مِنَ الرِّجَالِ وَالنِّسَاءِ وَالْوِلْدَانِ الَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا أَخْرِجْنَا مِنْ هَذِهِ الْقَرْيَةِ الظَّالِمِ أَهْلُهَا وَاجْعَل لَنَا مِنْ لَدُنْكَ وَلِيًّا وَاجْعَل لَنَا مِنْ لَدُنْكَ نَصِيرًا (٧٥)

«…и за слабых из числа мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Господь, наш возьми нас из города этого, где люди угнетатели, и даруй нам от себя друга, даруй нам от себя помощника!»». (4:75)

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَجِيبُوا لِلَّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُمْ لِمَا يُحْيِيكُمْ

«О вы, которые уверовали, ответьте Аллаху и Его посланнику, когда Он вас призвал к тому, что дает вам жизнь». (8:24)


Асадулла( Османчыкъ кою)