Социофобия (от лат. socium - "общество" и греч. phobia - "страх") – упорная иррациональная боязнь исполнения каких-либо общественных действий (например, публичных выступлений), либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних, т.е. это боязнь социальных ситуаций, в которых человек оказывается на виду. Попадая в подобную ситуацию, социофоб испытывает сильнейшую тревогу, страх того, что он непременно окажется в унизительном или постыдном положении. Например, кому-то в метро кажется, что все на него смотрят и думают о том, какой он неудачник. Или кто-то не может, кушать в кафе, так как уверен, что обязательно что-нибудь прольет или уронит, и все окружающие будут показывать на него пальцами и смеяться.

Психология говорит, что социофобией страдает до 13% людей и социофобия лечится в 90% случаев методом, отслеживающим факт взаимосвязи между нашими ощущениями и нашими мыслями. При реструктуризации мышления пациента меняются его психические и физические ощущения, после чего симптомы фобии, т.е. страха, в виду отсутствия оснований ослабевают или полностью исчезают.

Но на самом ли деле эта проблема существует? Или же эта проблема создается в умах людей?

Одним из вопросов, вечно занимающих умы человечества, является контроль и надзор за деятельностью власть имущих. Необходимость наблюдения за деятельностью правителей возникает по той причине, что они обладают большой властью и во многих случаях злоупотребляют ею.

Например, в демократической системе правления введением ограничений на период правления, избранием правителей и депутатов парламента путем проведения выборов народу предоставляется право на самоопределение и ограничивается власть правителей. И хотя при такой системе правительство и депутатов выбирает народ, в период действия власти народ не играет особой роли, т.к. не обладает рычагами влияния. Правители, в свою очередь, в преддверии выборов проводят обширную и обманчивую пропаганду, чтобы привлечь избирателей на свою сторону. Но, как правило, для них важны только интересы владельцев крупного капитала, которые фактически и поддерживают их и способствуют их приходу к власти.

слам же, являясь прогрессивной божественной религией, отличается точной системой надзора, не имеющей аналогов в других парадигмах. Эта система, которая носит название «призыв к одобряемому и удержание от неодобряемого», возникла одновременно с появлением Ислама и дала положительные результаты исламской системе правления.

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими». (3:104)

Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха... (3:110)

Следовательно, в исламском государстве народ проявляет активность не только во время выборов своих руководителей. Но и после выборов в его обязанности вменяется внимательно следить за выполнением обязанностей, возложенных на правителей, чтобы они не преступили законы Аллаха.

Пророк Мухаммад (с.а.с.) в хадисе говорит: «Знайте, что все вы наблюдатели и несете ответственность перед теми, за кем наблюдаете. Глава же исламского правления следит за положением народа и несет ответственность перед ним».


Наблюдалось множество случаев, когда народ смело в мечетях и на всеобщем обозрении критиковал правителя или его представителя и требовал с него ответа. Однажды в мечети во время выступления праведного халифа Умара (р.а.) одна женщина довольно категорично поправила его. И он согласился, сказав, что «женщина права, а Умар ошибся».

Поскольку «призыв к одобряемому и удержание от запретного» является религиозным вопросом и божественным долгом, его соблюдение необходимо должным образом ради удовлетворения воли Аллаха и как общественный долг.



По этой причине в настоящее время западные общества захлестнули насилие, пороки и разнузданность. Правительства под предлогом сохранения свободы своих граждан, не предпринимают серьезных мер. Кроме того, если кому-то вздумается сделать замечание по поводу здорового образа жизни, он может подвергнуться судебному преследованию, ибо эти замечания ограничивают их свободу.

Таким образом, беглое сравнение исламской системы с западной демонстрирует превосходство первого, гарантирующего счастье человека в этом и ином мире.

Примерно в 615 году Пророк Мухаммад (с.а.с.) получил откровение Всевышнего, повелевавшее ему начать публичный призыв. И после этого, и после установления Халифата призыв к Исламу велся только открыто, что само по себе требовало от мусульман общественных действий.

И сейчас, в сложный период отсутствия правящего Ислама, общественная деятельность на пути призыва к возобновлению исламского образа жизни, путем восстановления праведного Халифата, является неотъемлемой частью этого пути. И тот, кто принял это и понес – тот ИншаАллах из предавшихся.

Нет оправдания типа «я не могу нести даъват, я – социофоб», или «я стесняюсь», как и нет места социофобии в Исламе. Пророк (с.а.с.) сказал: «Ихсан – это поклонение своему Господу – Аллаху так, как будто ты видишь Его. Хотя ты и не видишь Его, Он же всегда и везде видит тебя».  Ведь Аллах видит и слышит нас, хотя мы Его не видим, Он знает все наши мысли и намерения. Аллах единственный перед кем мы должны бояться оказаться в унизительном или постыдном положении. И если наш Господь приказывает нам какие-либо общественные деяния – ничто не должно нас остановить от этого.

Аллах сказал:

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел…» (2:286)

Торжество Ислама готовится не «мусульманами-перестраховщиками», отсиживающимися каждый в своем уголке, под предлогом: «А почему я? Мне больше всех надо, что-ли?» Победа Ислама куется и завоевывается муъминами, целиком и полностью предавшимися Аллаху и восклицающими: «Достаточно мне Аллаха, и Он – лучший Покровитель!»