Пророк (с.а.с.) об этой короткой суре сказал: «Клянусь тем, в чьей длани душа моя, она равна трети Корана!». Без чтения этой суры не обходится ни одно дуа. Это одна из самых известных среди мусульман сур. А многие ли знают, что Аллах сообщил нам этой сурой.
Ибн Хишам в своей книге «Жизнеописание Пророка Мухаммада» пишет:
Мне передали рассказ Сайда ибн Джубайра: «Группа из евреев пришла к Посланнику Аллаха. Они сказали: «О Мухаммад! Это Аллах создал людей. А кто создал Аллаха?» Услышав это, Посланник Аллаха рассердился так, что даже изменился в лице, потом бросился на них, негодуя за своего Господа. В этот момент к нему пришел Джабраиль, мир ему, и успокоил его. Он сказал: «Успокойся, о Мухаммад». Джабраиль принес ответ от Аллаха на их вопрос:
قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ (١)اللَّهُ الصَّمَدُ (٢)لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ (٣)وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ(٤
Скажи: «Он, Аллах, — един.
Аллах вечен.
Он не родил и не был рожден,
и нет равного Ему»
(112:1—4)
Когда Пророк прочитал им это, они спросили: «Ты опиши нам, о Мухаммад, каково его телосложение, какие у него руки, какие плечи?» Тогда Пророк рассердился еще сильнее, чем в первый раз, и бросился на них с кулаками. Вновь пришел к нему Джабраиль и сказал ему то же самое, что и в первый раз. От Аллаха пришел ответ на их вопросы. Всевышний говорил: «Они не смогли оценить должным образом могущество Аллаха: вся земля будет в Его власти в День воскресения, и небеса сложатся по клятве Всеславного и Всевышнего от того, что они добавляют к Аллаху других божеств».
В этих четырех коротких аятах Аллах отверг все ошибочные понятия о Боге, принятые в иных религиях, и дал четкое представление о Себе. В этой суре Аллах выразил суть религии Ислам – «Аллах един».
Всевышний Аллах повелел говорить эти слова с твердой уверенностью и абсолютной убежденностью в истинности этих слов. А для этого, человек должен быть осведомлен об их подлинном смысле. Аллах является единственным Богом. Его прекрасные имена и качества совершенны, Его деяния святы и лишены изъянов, и нет никого похожего на Него или подобного Ему. Среди Его прекрасных имен – ас-Самад (вечный и всеми искомый). Все обитатели небес и земли в высшей степени нуждаются в Нем и молят Его о помощи, потому что все Его качества совершенны. Он всеведущ, и Его знание безгранично. Он терпелив, и Его терпение бесконечно. Он милосерден, и Его милость объемлет всякую вещь. То же самое относится ко всем божественным качествам.
Совершенство Аллаха также проявляется в том, что Он не рождает и не был рожден, и поэтому ни в ком и ни в чем не нуждается. Его имена, качества и деяния превосходят имена, качества и деяния творений. Он – великий и всеблагой! Из всего сказанного следует, что эта сура целиком проповедует доктрину о том, что только Аллах обладает божественными именами и качествами.