ВОПРОС
Считается ли договор шариатским, когда определена стоимость товара, продаваемого в рассрочку с ежемесячными платежами, наряду с наличием штрафной санкции, которая предусматривает увеличение стоимости платежа, если покупатель оказался неспособным произвести его или сделал это несвоевременно?
ОТВЕТ
Продажа может состояться как в рассрочку, так и сразу. Однако надбавка к стоимости по причине неспособности покупателя осуществить платеж недопустима. При этом, если платеж оттягивается богатым человеком, то для него предусмотрено наказание со стороны государства. То есть на него подается иск о задержки платежа. Так, в хадисе, который передал Абу Дауд от Амр ибн аш-Шарида, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если богатый платежеспособный человек затягивает с оплатой, то дозволяется словесно предъявить ему это в жесткой форме и применить наказание».
Если же выплата не производится по причине бедности (неплатежеспособности), то предоставляется отсрочка. Всевышний Аллах сказал:
وَإِنْ كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَى مَيْسَرَةٍ
«Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку» (2:280), чтобы он смог погасить платеж.
Таким образом, если договор продажи заключен, будь то за наличные или в рассрочку, стоимость товара становится обязательной в плане ее соблюдения обеими сторонами. Нельзя подымать стоимость товара из-за неплатежеспособности человека. В ином случае — это ростовщичество. Именно такой вид ростовщичества был распространен в джахилии доисламского периода. Передано от аш-Шафии, который сказал: «Согласно одному из видов ростовщичества в джахилии, когда наступал срок возвращения долга, кредитор говорил должнику: погаси долг или он будет расти. Если выплата долга откладывалась, то он увеличивался».
Говоря вкратце, стоимость товара в изначальном договоре должна соблюдаться обеими сторонами. Ее нельзя увеличивать из-за отсутствия своевременной оплаты и отсрочки платежа, ибо это является ростовщичеством.
амир Хизб ут-Тахрир шейх Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта