Знания играют важнейшую роль в жизни каждого человека. Именно знания позволяют обеспечить комфортные условия существования человека, а незнание ведет к полной деградации человека, как личности. О важности светских знаний и наук, я думаю, говорить не стоит, ибо мы знаем и видим их пользу, поэтому многие из нас и стараются поступить в высшие учебные заведения. Хотелось бы остановиться на важности и ценности исламских наук и исламских знаний.
Для человека нет большего несчастья и бедности, чем невежество в религиозных науках и знаниях. Тем не менее, большинство мусульман сегодня довольствуется своим невежеством. Обучение Исламу у многих из нас стоит на втором плане, если не на третьем. Недруги же Ислама пользуются недостаточностью исламских знаний у большинства мусульман. Наше оружие — Коран, хадисы, Шариат — они используют против нас же. Вырывая из контекста аяты Корана и хадисы, приводя их не к месту и не ко времени, они используют их для «подтверждения» своих убеждений, внушая людям, будто Коран и хадисы на их стороне. Ныне сектанты издают и распространяют среди мусульман разные листовки и брошюры, составленные таким образом.
Еще Л. Н. Толстой писал: «Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это, и поэтому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это». И сегодня мы с вами становимся свидетелями того, как правительство всячески препятствуют мусульманам в получении элементарных знаний. Это и запрет хиджабов в Российских школах и в некоторых европейских ВУЗах и не решение проблем подвоза детей школьными автобусами в сельских школах, где большей частью проживают крымские татары и препятствие школьникам посещения джума намаза в пятницу. Это и навязывание нашим детям участие в христианских праздниках и обрядах.
С приходом капитализма разрешили свободно исповедовать религию, открылись мечети и медресе, однако пороков в обществе стало еще больше. Разрешили открыто пропагандировать и распространять однополые браки, пьянство, воровство и др. Причем пропаганда пороков занимает несравненно большее место в печатных и электронных СМИ, чем пропаганда религии. Влияние религии ощущается в основном на той небольшой части общества, которая посещает мечети, медресе, другие исламские учреждения. Удивителен тот факт, что ученые почему-то не проводят объективные исследования, которые бы позволили выявить истинное влияние Ислама на людей и на общество в целом.
Информационная война, которую ведут с Исламом, гораздо страшнее и губительнее, чем война с оружием в руках. Единственным нашим оружием являются знания. Исламские науки учат нас должному поведению на этом свете, посредством них мы познаём Всевышнего Аллаха, узнаём, как правильно поклоняться Ему, различаем дозволенное (халял) и запретное (харам). Они учат нас, как защищаться от врагов, разъясняют нам суть этого и потустороннего миров и в чем смысл жизни человека.
Ислам — это путь, указанный нам Всевышним Аллахом. Это единственный путь, ведущий человечество к счастью в обоих мирах. А знания — это душа Ислама. Подобно тому, как тело без души разлагается, и Ислам без знаний приходит в упадок. В хадисе говорится: «Знания — это душа Ислама и опора религии» (хадис передал Абу Шайх).
Аллах сотворил человека и наделил его средствами для получения знаний, а именно — слухом, зрением, разумом. Разум, подобно душе и телу, нуждается в пище. И если тело питается физической пищей, а душа — верой и духовностью, то пища разума — это знания, для переваривания которых служит мышление. Таким образом, человеческий разум не может обойтись без знаний. И если его лишить знаний или давать ему ложные знания, то он от этого будет болеть и страдать так же, как и тело, которое голодает или получает отравленную пищу.
Ислам — это религия знаний. Первый аят из Корана, который был ниспослан, повелевает «читать», что является ключом к знаниям. Сказал Всевышний Аллах:
اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ ١ خَلَقَ الإنْسَانَ مِنْ عَلَقٍ ٢ اقْرَأْ وَرَبُّكَ الأكْرَمُ ٣ الَّذِي عَلَّمَ بِالْقَلَمِ ٤ عَلَّمَ الإنْسَانَ مَا لَمْ يَعْلَمْ ٥
«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости — научил человека тому, чего тот не знал» (Коран, 96:1-5).
Из-за важности и значимости знаний, Аллах повелел Своему посланнику стремиться к их увеличению. Всевышний сказал:
وَقُلْ رَبِّ زِدْنِي عِلْمًا
«… и говори: «Господи! Приумножь мои знания»» (Коран, 20:114).
Аллах высоко оценил и похвалил ученых словами:
قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لا يَعْلَمُونَ إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُولُو الألْبَابِ
«Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?». Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (Коран, 39:9).
Обратите внимание на то, какое большое значение придавал Посланник Аллаха (с.а.с.) приобретению знаний. Для нас должно быть достаточно даже одного хадиса Пророка (с.а.с.), который гласит: «Стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина» (Табарани, Байхаки и другие). Но приобретать знания, стремиться к ним нас призывает не один этот хадис, а сотни хадисов. Приведём смысл лишь некоторых из них:
«Пример того достоинства, которое приобретает человек, — это разум. Он направляет своего обладателя к правильному пути и отклоняет его от погибели. Вера раба Аллаха не будет полной и религия его не будет праведной до тех пор, пока его разум не дойдет до совершенства».
«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (то есть знанием) религии» (Аль-Бухари, Муслим).
«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай» (Муслим, Хаким, Тирмизи и др.).
«…Поистине и ангелы простирают крылья под тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие).
«Кто умрёт, будучи в поисках знаний, тот встречается с Аллахом на таком уровне, при котором между ним и пророками остаётся лишь одна ступень (пророчества)» (Табарани).
«Какой бы раб Божий ни находился в поисках знаний, эти его поиски становятся искуплением его грехов, совершённых ранее» (Тирмизи, Табарани).
«Когда у моста Сират встретятся алим и абид (старательно поклоняющийся, не изучая науки), абиду скажут: «Вступай в Рай и наслаждайся, это тебе за поклонения твои». А алиму скажут: «Ты подожди, ты можешь ходатайствовать (шафаат) за кого пожелаешь, и твоё ходатайство будет принято». В тот день алимы будут подобны пророкам (то есть алимы смогут помочь другим подобно пророкам)» (Абу Шайх и Дайлами).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал поиск знаний обязанностью каждого мусульманина. Он сообщил нам, что превосходство обладающего знаниями над поклоняющимся, подобно превосходству Луны над остальными небесными светилами. Он сказал, что ученые являются наследниками пророков, и что пророки не оставляют в наследство динаров и дирхемов, их наследством являются знания, и тот, кто взял это наследство, приобрел великую долю.
При поиске знаний нет таких понятий, как старший и младший, сильный и слабый, и даже человек и не человек. Мудрый тот, кто берет знания при любой возможности. Пророк Сулейман получил знания от птицы удода. И эти знания привели к Исламу целое царство царицы Савской.
فَقَالَ أَحَطتُ بِمَا لَمْ تُحِطْ بِهِ وَجِئْتُكَ مِنْ سَبَإٍ بِنَبَإٍ يَقِينٍ
«Я узнал то, чего ты не знаешь, и явился к тебе из Сабы с верным известием» (Коран, 27:22).
Сын Адама научился хоронить себе подобного от ворона:
فَبَعَثَ اللَّهُ غُرَابًا يَبْحَثُ فِي الأرْضِ لِيُرِيَهُ كَيْفَ يُوَارِي سَوْأَةَ أَخِيهِ قَالَ يَا وَيْلَتَا أَعَجَزْتُ أَنْ أَكُونَ مِثْلَ هَذَا الْغُرَابِ فَأُوَارِيَ سَوْأَةَ أَخِي فَأَصْبَحَ مِنَ النَّادِمِينَ ٣١
«И послал Аллах ворона, который разрывал землю, чтобы показать ему, как скрыть мертвое тело своего брата. Он сказал: «Горе мне! Я не могу, подобно этому ворону, скрыть труп моего брата». И он стал сожалеть [об этом]» (Коран, 5:31).
И даже сын может научить отца тому, что он познал. Вот что говорит своему отцу пророк Ибрагим:
يَا أَبَتِ إِنِّي قَدْ جَاءَنِي مِنَ الْعِلْمِ مَا لَمْ يَأْتِكَ فَاتَّبِعْنِي أَهْدِكَ صِرَاطًا سَوِيًّا ٤٣
«О, отец мой, пришло ко мне знание, которого у тебя нет, так последуй же за мной, и я укажу тебе правильный путь!» (Коран, 19:43).
В хадисе, приводимом Ибн Абд аль-Бари, говорится о том, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Приобретайте знания, ибо это — богобоязненность, стремление к ним — это поклонение (ибадат), обсуждение их — это славословие (тасбих), расспросы, связанные с ними, — это джихад, обучение им незнающего — это милостыня (садака), передача их достойному — это деяние, которое приближает к Аллаху. Знания очерчивают границу между дозволенным (халял) и запретным (харам), они — светила на пути в Рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твоё украшение среди друзей. Аллах возвышает некоторых знаниями и делает их предводителями дел добрых, распространяет их наследие. Люди берут с них пример, прислушиваются к их советам, ангелы стремятся к дружбе с ними и ласкают их крыльями своими; всё сухое и сырое, и рыбы в воде, и насекомые, и животные суши, и домашние животные — все просят Аллаха о прощении их грехов (т. е. тех, кого Аллах возвысил знаниями). Потому что знания оживляют сердца от [смерти] невежества, освещают мрак. Знания возвышают раба Аллаха до уровня праведников. Размышления о науках сравнимы с соблюдением поста, чтение [книги] — с ночным бдением в поклонении. Знания способствуют скреплению родственных уз, посредством них различают благое и дурное. Они — предводитель деяний благих, ибо деяния следуют за знаниями. Ими одаривают благих, а дурные лишаются их» (Ибн Абд аль-Бари и другие).
Поэтому Ислам призывает человека искать в первую очередь истинные знания, каковыми являются знания Аллаха. А знания Аллаха — это такие знания, которые Всевышний даровал людям в Своем небесном откровении. Это знания Корана и Сунны, знания религии Ислама.
Лениза Аджиева