Какая разница между Халифатом и королевством? Вопрос, который волновал Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Когда он был в собрании сподвижников, он спросил Салмана: «Я король или халиф?». Салман (да будет доволен им Аллах) ответил ему: «Если ты взимаешь с земель мусульман дирхам, меньше или больше, а затем тратишь его не по назначению, то ты король, а не халиф». Тогда Умар заплакал» (передаёт Ибн Саъд в «ат-Табакъат»).
Передается от Суфьяна ибн Аби аль-Авжаа: «Умар ибн аль-Хаттаб спросил: «Кто я, царь или халиф?». Кто-то сказал: «Если ты царь, то это трагедия, о повелитель правоверных! Между ними есть разница». «Какая?» — спросил Умар. Он сказал: «Халиф берет только по праву и дает кому-то только по праву, ты, хвала Аллаху, из таких. Король же чинит зло людям, берет у одного не по праву и дает другому». Тогда Умар замолчал (приводится в вышеуказанном источнике).
Передается от человека из племени Бани Асад, что он видел, как Умар ибн аль-Хаттаб спросил своих товарищей, среди которых были Талха, Салман, Зубайр и Каъб. Он сказал: «Я спрошу вас об одной вещи, и смотрите мне, если обманете, то погубите меня и себя, заклинаю вас Аллахом! Я халиф или король?». Тогда Талха и Зубайр сказали: «Ты спрашиваешь нас о том, чего мы не знаем, мы не знаем разницу между халифом и королем». Тогда Салман сказал: «Я клянусь тебе, ты — халиф, а не король». Умар сказал: «Ты заходил к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сидел с ним, беседовал (и не будешь льстить)». Потом Салман сказал: «Это потому что ты справедлив со своими подданными, ты делишь им поровну, проявляешь сострадание и относишься к ним так, как к своей семье, ты судишь по Книге Аллаха». Тогда Каъб сказал: «Я думал, что среди сидящих здесь никто не знает разницу между халифом и королем, однако Аллах одарил Салмана знанием и мудростью».
Ибн Халдун различал между Халифатом и королевством. В своей книге «аль-Мукаддима» он говорит: «Реальность королевства заключается в том, что это вынужденное собрание людей с обстоятельствами, требующими одержать верх, одолевать и принуждать, что истекает из гнева, и соответствует животному образу жизни. Законы, в основном, истекали из нужды и были несправедливы, и писались тем, кто имел власть, тем, кому подчинялись. И очень часто писались законы, которые не служили интересам и желаниям подчиненных» («аль-Мукаддима», стр.177). «А Халифат — это государство, которое требует смотреть на Шариат в осуществлении интересов, касающихся дел последующей жизни, что отражается и в делах этой жизни. И, в действительности, Халифат — это хранитель Шариата, религии и жизненной политики» («аль-Мукаддима», стр.178).