В арабском языке слово «искренность» – «аль-ихлас» означает улаживание и очищение чего-либо. Что касается шариатского значения искренности, то это – посвящение себя Аллаху во всех делах, малых и больших, безо всякого притворства или хвастовства перед людьми или получения похвалы от людей. То есть необходимо, чтобы все дела были посвящены только лишь одному Аллаху. Всевышний Аллах говорит:

وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ ۚ وَذَٰلِكَ دِينُ الْقَيِّمَةِ

«Им было велено лишь одно – поклоняться Аллаху, искренне служа ему в религии, будучи ханифами, совершать намаз и выплачивать закат. Это и есть истинная религия» (98:5).

قُلْ إِنِّي أُمِرْتُ أَنْ أَعْبُدَ اللَّهَ مُخْلِصًا لَّهُ الدِّينَ

«Скажи: «Мне велено поклоняться Аллаху, очищая перед Ним веру» (39:11).

Искренность является самым главным деянием сердца, которое служит сутью поступков человека и является самым важным из них. Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «…Аллах не примет деяние человека, пока оно не будет выполнено искренне и ради Его лика» (вывел ан-Насаи).

Именно этому следовали пророки и посланники. Всевышний Аллах говорит:

وَاذْكُرْ فِي الْكِتَابِ مُوسَىٰ ۚ إِنَّهُ كَانَ مُخْلَصًا وَكَانَ رَسُولًا نَّبِيًّا

«Помяни в Писании Мусу. Воистину, он был избранником (или искренним) и был посланником и пророком» (19:51).

В отношении Юсуфа (мир ему) Всевышний говорит:

كَذَٰلِكَ لِنَصْرِفَ عَنْهُ السُّوءَ وَالْفَحْشَاءَ ۚ إِنَّهُ مِنْ عِبَادِنَا الْمُخْلَصِينَ

«Так Мы отвратили от него зло и мерзость. Воистину, он был из числа Наших искренних рабов» (12:24).

Искренность – вершина всех делЭто свидетельствует о том, что искренность была самым ярким и основным качеством пророков, да благословит их всех Аллах и приветствует. Всевышний Аллах дарует великое вознаграждение каждому, кто искренне работает ради Ислама и ведет призыв. Каждому искреннему ученому, искреннему поклоняющемуся. Также возложил грех и наказание на лицемеров и притворно совершающих поступки людей, которые стремятся к славе, престижу, высокому статусу или похвале и самодовольству. Все эти качества свойственны неискренним людям. Эти качества губят и лишают благодати деяния человека. Они лишают человека вознаграждения от Аллаха. Они выводят человека от божьего покровительства к гневу и возмездию. Поэтому Всевышний Аллах пригрозил мучительным наказанием тому, кто отклоняется от искренности. Всевышний Аллах говорит:

إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَن يَشَاءُ ۚ وَمَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَىٰ إِثْمًا عَظِيمًا

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (4:48).

А также пригрозил тем, что не примет те деяния, которые совершаются не ради Аллаха, сказав:

وَقَدِمْنَا إِلَىٰ مَا عَمِلُوا مِنْ عَمَلٍ فَجَعَلْنَاهُ هَبَاءً مَّنثُورًا

«Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах» (25:23).

Таково положение тех деяний, которые находятся в противоречии с божественным законодательством (шариатом) и совершаются не ради Аллаха. Поэтому каждое деяние, которое не является искренним (непритворным) ради Аллаха и не соответствует религии Аллаха, является отвергнутым и гиблым. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Всевышний Аллах говорит: «Я всемогущий и не нуждаюсь в придании сотоварищей. Кто совершит деяние, в котором придаст мне в сотоварищи кого-нибудь, то я покину его и то, что он придал в сотоварищи» (вывел Муслим). Также Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто познает те знания, которыми велено стремиться к довольству (лику) Аллаха, Свят Он и Велик, чтобы обрести что-нибудь из этой ближайшей жизни, тот не изведает даже запаха Рая в Судный день» (вывел Абу Дауд). Также сказал: «Кто познавал знание, чтобы соревноваться им с учеными или спорить с невеждами, или обратить взоры людей на себя, того Аллах введет в Ад» (вывел ат-Тирмизи).

Поэтому искренность является необходимой во всех публичных и частных делах. Не следует стремиться к довольству Аллаха только некоторыми делами, или некоторыми ритуалами поклонения, или только отдельными видами взаимоотношений, напротив необходимо приближаться и стремиться к Его довольству всеми своими поступками.