Прошедший 5 августа митинг в Симферополе, несомненно, является резонансным событием в Украине и значимым для мусульман. Характеризуя это событие, мне очень хотелось бы избежать излишнего пафоса, но, скорее всего … не получится. Масштабы и цели мероприятия, содержание выступлений впечатляют и переполняют чувствами настолько, что сухими фразами все это не опишешь.
Наверное, иначе быть и не может, когда ты становишься свидетелем реального воплощения слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой»; когда в едином порыве, стоя плечом к плечу, мусульмане выражают свою солидарность и поддержку такому далекому географически, но очень близкому по вере сирийскому народу, выступившему против правителя-тирана. Каждый отзывается на «болезнь» как может, кто делом, кто словом, моральная поддержка бывает не менее важна, чем материальная. Ведь главное — отозваться, не быть безучастным, безразличным к боли своих братьев по вере, так нуждающихся в нашей поддержке.
Далее. Прошедший митинг был одним из тех редких случаев, когда мусульмане, несмотря на мазхабные предпочтения, принадлежность к различным движениям и организациям, могли бы вместе, объединившись и как «единое строение» выразить свою позицию, следуя в этом словам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, (в отношениях) друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга», — и (сказав это) он переплёл между собой пальцы (своих рук)». Поэтому, приглашены были все мусульмане (насколько хватило физических возможностей), но отозвались, к сожалению, не все.
Но огорчило даже ни это, а реакция со стороны некоторых мусульман. Такое неистовое желание, в очевидном и требуемом Исламом действии усмотреть «подводные камни», явно указывает на симптомы болезни поразившей их сердца. Но что еще хуже, они взяли на себя ответственность судить о намерениях людей, о которых, конечно же, знает лишь один Аллах.
Все это вызывает глубокую озабоченность их положением перед Всевышним Аллахом. В такой ситуации, долгом каждого мусульманина является оказание помощи своим братьям. А наилучшим способом осуществления этой помощи является братское наставление откровением Всевышнего Аллаха — Кораном и хадисами Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Аллах Всевышний сказал:
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ
«Верующие — никто иные как братья …» (49:10).
Всевышний также сказал:
مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللَّهِ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاءُ بَيْنَهُمْ
«Мухаммад, Посланник Аллаха, и те, которые с ним, суровы по отношению к неверным и милосердны (в отношениях) между собой» (48:29).
Всевышний также сказал:
وَاخْفِضْ جَنَاحَكَ لِلْمُؤْمِنِينَ
«…и проявляй мягкость по отношению к верующим» (15:88).
Аллах Всевышний сказал:
إِنَّ الَّذِينَ يُحِبُّونَ أَنْ تَشِيعَ الْفَاحِشَةُ فِي الَّذِينَ آمَنُوا لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ
«Поистине, любящим, чтобы распространялось мерзкое среди тех, кто уверовал, уготовано мучительное наказание в этом мире и в мире вечном …» (24:19).
Всевышний также сказал:
وَالَّذِينَ يُؤْذُونَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ بِغَيْرِ مَا اكْتَسَبُوا فَقَدِ احْتَمَلُوا بُهْتَانًا وَإِثْمًا مُبِينًا (٥٨)
«А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (33:58).
Всевышний также сказал:
وَيْلٌ لِكُلِّ هُمَزَةٍ لُمَزَةٍ ١
«Горе каждому клеветнику, хулителю …» (104:1).
Аллах Всевышний сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا يَسْخَرْ قَومٌ مِنْ قَوْمٍ عَسَى أَنْ يَكُونُوا خَيْرًا مِنْهُمْ وَلا نِسَاءٌ مِنْ نِسَاءٍ عَسَى أَنْ يَكُنَّ خَيْرًا مِنْهُنَّ وَلا تَلْمِزُوا أَنْفُسَكُمْ وَلا تَنَابَزُوا بِالألْقَابِ بِئْسَ الاسْمُ الْفُسُوقُ بَعْدَ الإيمَانِ وَمَنْ لَمْ يَتُبْ فَأُولَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ ١١
«О те, кто уверовал! Пусть никто из людей не глумится над (другими) людьми: может быть, они лучше их. И женщины (пусть не глумятся) над женщинами: может быть, они лучше их. Не злословьте друг о друге и не давайте друг другу прозвища: скверно называть нечестивым (человека) после (того, как он пришёл к) вере, а несправедливыми являются те, кто не покаялся» (49:11).
Всевышний также сказал:
مَا يَلْفِظُ مِنْ قَوْلٍ إِلا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ ١٨
«Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж» («Каф»: 18).
Всевышний также сказал:
إِنَّ رَبَّكَ لَبِالْمِرْصَادِ ١٤
«… поистине, Господь твой наблюдает!» (89:14).
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе» (Аль-Бухари, Муслим).
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Помогай брату своему (независимо от того), притеснителем он является или притесняемым». (Услышав это, один) человек сказал: «О Посланник Аллаха, я (могу) помочь ему, если он подвергается притеснению, но скажи мне, как мне помочь ему, если он является притеснителем?!». (На это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует), сказал: «Удержи его (или: … помешай ему) от притеснения и, поистине, это (станет) помощью ему» (Аль-Бухари).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли — это самые лживые слова, и не разузнавайте, не выслеживайте, не соперничайте друг с другом, не завидуйте друг другу, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь друг к другу спиной и будьте братьями, о, рабы Аллаха, как Он велел вам! Мусульманин мусульманину брат, и не (должен) он ни притеснять его, ни оставлять без поддержки, ни относиться к нему с презрением, а благочестие (скрыто) здесь, благочестие (скрыто) здесь! (и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, указал рукой себе на грудь, после чего сказал:) Достаточно будет зла тому человеку, который презирает своего брата в исламе1. Для каждого мусульманина неприкосновенными (должны) быть жизнь, честь и имущество (другого) мусульманина. Поистине, Аллах не смотрит ни на тела ваши, ни на ваше обличье, но смотрит Он на сердца ваши и на ваши дела» (Аль-Бухари, Муслим).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Врата Рая открываются по понедельникам и четвергам, и прощаются (грехи) каждому рабу, ничему не поклонявшемуся наряду с Аллахом, за исключением такого человека, которого ненависть разделяла с его братом, и тогда произносятся слова: «Подождите с этими двумя, пока они не примирятся друг с другом! Подождите с этими двумя, пока они не примирятся друг с другом!» (Муслим).
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не завидуйте друг другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не порывайте (отношений) друг с другом и будьте братьями, о рабы Аллаха! Не разрешается мусульманину покидать брата своего (на срок,) превышающий три дня!» (Аль-Бухари, Муслим).
Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Мусульманин — это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками, а мухаджиром является (человек,) прекративший (совершать) запрещённое Аллахом» (Аль-Бухари, Муслим).
Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, (обвинение) обязательно возвращается к нему самому, если (тот, кого он обвиняет в этом, на самом деле) таковым не является» (Аль-Бухари).
Передают со слов Ибн Маc`уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поношение мусульманина есть (проявление) нечестия, а сражение с ним — (свидетельство) неверия» (Аль-Бухари, Муслим).
Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пусть тот, кто проходит по нашим мечетям или рынкам, имея при себе стрелы, берётся (или: … держится) рукой за их острия, чтобы не поранить кого-нибудь из мусульман» (Аль-Бухари, Муслим).
Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня Воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День Воскресения» (Аль-Бухари,Муслим).
Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пусть тот, кто желает, чтобы его удалили от огня и ввели в Рай, окажется верующим в Аллаха и в Последний День когда придёт к нему смерть, и пусть обращается с людьми так же, как желает он, чтобы (люди) обращались с ним самим» (Муслим).
А. Селяметов
1 Имеется в виду, что презирающий мусульманина причиняет вред самому себе, совершая большой грех.