С начала событий так называемой «арабской весны», когда народ начал выходить на массовые протесты против тиранических режимов, усилилась имевшая место и до этого полемика о том, дозволено ли мусульманам, устраивать подобные формы протеста, и принимать в них участие.

Некоторые деятели, говорящие от имени Ислама, прибегли к изданию политически мотивированных фетв запрещающих митинги, которые они озвучивают на телевидении, радио и спутниковых каналах.

Это пагубное для Уммы явление охватило не только страны Ближнего Востока, но распространилось и на страны бывшего СССР в общем, и Украину (Крым) в частности.

Так, например, 5 августа 2012г. прошел митинг в поддержку народа Сирии организованный религиозной общиной «Давет» и КРОО «Правозащитное движение Крыма». Накануне мероприятия некоторые религиозные деятели выступили с критикой в адрес организаторов. В частности было указано на бесполезность таких действий и было предложено вместо того, чтобы проводить митинг собрать финансовую помощь.

Данная фетва противоречит Исламу, и несомненно продиктована политическими мотивами. Прежде чем привести доказательства дозволенности митингов и подобных им мирных акций протеста, мне хотелось бы обратить внимание на следующее:

Митинг — это мирная акция протеста, целью которой является донести до определенного круга лиц (в большинстве случаев это власть), а также общественности, будь она международная или внутренняя, позицию по какому-либо вопросу. Митинги являются общепризнанным и самым распространенным способом протеста, который использовался, используется и будет использоваться всеми ненасильственными организациями.

В частности необходимо отметить, что именно благодаря митингам и прочим мирным акциям протеста, которые организовывали крымские татары в местах высылки на протяжении долгих лет, вопрос о возвращении народа в Крым был поставлен на повестку дня тогдашнего руководства СССР.

Митинги и сегодня широко используются нынешним руководством Меджлиса крымскотатарского народа. Так, например, 10 января 2009 г. в Симферополе прошел митинг в поддержку палестинцев Сектора Газа. В митинге приняли участие около четырехсот митингующих, среди которых были представители Духовного управления мусульман Крыма, мусульманских общин полуострова, крымскотатарской общественности, граждане Палестины, Турции, арабские и малазийские студенты. Как отметил в ходе выступления на митинге Муфтий Крыма Хаджи Эмирали Аблаев, ни один мусульманин не должен оставаться в стороне от трагедии палестинцев, и должен выразить свой протест против развязанной Израилем агрессии против мирного населения1.

Кроме этого 10 декабря 2011 г. на центральной площади Симферополя прошел митинг, посвященный Международному дню прав человека. Мероприятия было организовано крымскотатарскими общественными организациями при поддержке Меджлиса крымскотатарского народа. В митинге также приняли участие представители Духовного управления Мусульман Крыма, в частности муфтий Крыма Эмирали Аблаев открыл митинг чтением дуа2.

Что касается дозволенности митингов в Исламе, то доказательства этому многочисленны. Однако я остановлюсь на двух аспектах:

1. Митинг является услюбом (способом претворения закона шариата). Поэтому для его дозволенности не требуется отдельного доказательства. Дозволенность митингов исходит из общих текстов Корана и Сунны, в которых мусульманам предписано приказывать одобряемое и запрещать порицаемое. Однако при проведении митинга важно, чтобы не нарушались другие смежные законы шариата такие, как смешение между мужчинами и женщинами, порча чужого имущества и т.п.

2. Дозволенность митингов понимается из действий самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда он повел мусульман к Каабе двумя колоннами. Во главе первой колонны был Умар (р.а.), а во главе второй Хамза (р.а.). Это была демонстрация для возвышения слова Аллаха и поддержки Его религии. И это является общеизвестным в Исламе.

Таким образом, мнение, озвученное накануне проведения митинга 5 августа 2012 г. является политически мотивированным. Сегодня митинги проводят и в них участвуют как светские организации, такие как Меджлис крымскотатарского народа, так и религиозные, такие как Духовное управление мусульман Крыма в лице Эмирали Аблаева.

В заключение мне хотелось бы призывать людей озвучивающих подобные фетвы не поддаваться давлению сложившихся обстоятельств и не озвучивать политически мотивированные фетвы.

Ведь Аллах Всевышний говорит в Благородном Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا قَوَّامِينَ لِلَّهِ شُهَدَاءَ بِالْقِسْطِ وَلا يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَآنُ قَوْمٍ عَلَى أَلا تَعْدِلُوا اعْدِلُوا هُوَ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَى وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ ٨

«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (5:8).

Амзаев Фазыл

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
https://www.facebook.com/amzaev

 

1.http://islam.in.ua/3/rus/vg_forum_container/2113/visibletype/1/index.html
2.http://www.qtmm.org/