С наступлением Рамадана сердце мусульманина наполняется радостью из-за очередного появившегося шанса приблизиться к Всевышнему Аллаху дополнительными видами поклонения. Одними из таковых является таравих намаз, согласно мнению ученых, который считается рекомендуемой сунной (мустахаб). Таравих относится к ночному виду молитв, ночному бдению (Къыям ал-Лейль). Об этом намазе говорят ряд указаний, как в Коране, так и в хадисах, которые побуждают к его исполнению и разъясняют достоинства и преимущества этого намаза.
Передает аль-Бухари и Муслим от Абу Хурайры (р.а.), что Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто простаивал ночи Рамадана в молитве с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прошлые грехи» (аль-Бухари).
Значения этого хадиса таково:
– «Тот, кто простаивал Рамадан», т.е. ночи Рамадана в молитве.
– «с верой», т.е. с уверенностью, в обещание Аллаха на Его вознаграждение за это.
– «и надеждой», т.е. стремясь получить награду от Аллаха, и не ради чего-либо другого, например как показуха и т.д.
– «тому простятся прошлые грехи». Ибн аль-Мунзир с уверенностью сказал, что прощение коснется как больших, так и малых грехов. Однако ан-Навави утверждал: «Известно, среди ученых, что это касается только прощения малых грехов, исключая большие».
Однозначно, в месяце Рамадан одним из лучших видов поклонения приближающих раба к своему Господу, являются дополнительные намазы — Таравих.
Отдельно хотелось бы обратить внимание на «хадис», гласящий о достоинствах таравиха переданный от Али (р.а.). «Хадис» начинается таким образом:
«Также передается, что Али ибн Абу Талиб (р.а.) рассказал: «Однажды спросили у Посланника Аллаха о достоинстве намаза-таравих, на что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Кто исполнит намаз-таравих в 1-ю ночь, тот очистится от грехов, подобно новорожденному...»
«Хадис» длинный, и в нем говорится о вознаграждении за совершение таравих намаза в каждый день Рамадана. Данный, «хадис», печатался на страницах газеты «Возрождение» №34 вышедшего в августе 2010 года. В вопросе, заданном «Центру по фетвам» (Марказ аль-Фатава, http://www.islamweb.net) №126546 относительно достоверности данного хадиса, был получен ответ следующего содержания:
«Данное изречение не имеет под собой никаких оснований. Данный хадис относится к измышленным видам хадисов. В его содержании не скрыты признаки того, что он вымышленный, как об этом сообщили обладатели знания. Поэтому недопустимо для мусульманина его упоминание, кроме случая, когда его приводят в качестве примера касательно его ложности».
Редакция газеты «Возрождение» приносит свои извинения в связи с упоминанием данного «хадиса» на страницах газеты «Возрождение» №34, вышедшей в августе 2010 года, оказавшегося вымышленным.
Однако все это не умалит достоинства таравиха и достаточно будет упомянуть хадис, приводимый в двух сборниках аль-Бухари и Муслима, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто простаивал ночи Рамадана в молитве с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прошлые грехи», Аллаху же известно лучше.
В Рамадане ночные молитвы следует выполнять коллективно, с джемаатом. Следует оставаться вместе с Имамом до самого окончания намаза, тем самым получив сполна вознаграждение за совершение ночной молитвы, а если возможность не позволяет поступать таким образом, то даже за малую часть времени, проведенной в молитве с джемаатом, последует так же вознаграждение от Всевышнего Аллаха.
Имам ан-Навави говорил: «Ученые сошлись во мнении, что таравих намаз является рекомендуемым действием (мустахабб). Однако они разошлись во мнениях относительно его исполнения, что именно считается лучшим — его совершение индивидуальным образом в собственном доме или коллективно с джемаатом в мечети? Аш-Шафии и большинство его сторонников, Абу Ханифа, Ахмад и некоторые Маликиты и многие другие сказали, что лучше совершать таравих с джемаатом, как это делал Умар ибн аль-Хаттаб со сподвижниками (р.а.), что имело так же продолжение среди мусульман после них».
Так же передает ат-Тармизий от Абу Зарра, который сказал: «Воистину, когда человек совершает намаз с Имамом до конца, ему это засчитывается, как если бы он совершал намаз всю ночь».
Всем, кто искренне ожидал Рамадана, данные слова пусть послужат дополнительным напоминание в связи с появлением очередной возможности приблизиться к Всевышнему Аллаху: наши мечети должны свидетельствовать о том, что мы не были равнодушными к таравиху, мы должны заполнить их насколько это возможно.
Редакция газеты «Возрождение»