Надир Бекиров, председатель Фонда исследования и поддержки коренных народов Крыма
Корреспондент: Как бы Вы охарактеризовали положение мусульман современности в контексте событий, происходящих на глобальном мировом и нашем локальном (Украина и Крым) уровне?
Надир Бекиров: Положение мусульман в мире разнится от страны к стране и от континента к континенту. Единой для всех ситуации нет. Положение зависит от нескольких наиболее существенных факторов:
• большинство мусульман в этой стране или меньшинство. Если меньшинство, то насколько большое в общем балансе населения, а также к одному или разным направлениям в Исламе принадлежат мусульмане и к каким именно.
• каков национальный состав населения этой страны, каковы национальные, политические и культурные традиции мусульман и немусульман данной страны.
• насколько экономически и культурно развита эта страна и, в частности, мусульманская община.
• где расположена эта страна, в какие экономические, политические и военные союзы она входит.
• каковы интересы других государств и особенно великих держав в данном регионе, как они взаимодействуют с интересами мусульман данной страны.
• насколько мусульмане других стран знают и поддерживают или не поддерживают мусульман данной страны, и по каким причинам.
• насколько мусульманам удается ладить с немусульманами, а также в своей собственной общине и почему.
На мой взгляд, это ведущие факторы, хотя разнообразие условий очень велико, и всегда есть конкретная ситуация. Иногда в соседних странах, в которых мусульмане составляют большинство населения и контролируют государственные институты, их положение в реальности очень отличается друг от друга. Как, например, это есть на Ближнем Востоке.
В Украине и в Крыму равноправного положения мусульман, по сравнению с некоторыми другими конфессиями, нет. Украинское государство, которое по своей собственной конституции отделено от церкви, на деле постоянно сбивается на путь политических, организационных и идеологических приоритетов для некоторых конфессий, причем делает это публично и в достаточно навязчивой манере.
Разумеется, если такое возможно на уровне государственной политики, то это, тем более, открывает дорогу разного рода негосударственным институтам и частным лицам. Некоторые из них, видя такую позицию и деятельность государства, всерьез считают, что Украина – страна, где есть государственная религия и ее приверженцы обладают неким природным превосходством над другими, в том числе и над мусульманами.
Хотя в Украине неравноправны не только мусульмане, но, к примеру, и караимы, и некоторые другие религиозные общины.
Корр. Как Вы думаете, почему украинский политикум, копируя мировые тенденции, в «духе времени» стал спекулировать на исламской тематике, поднимая, таким образом, свои предвыборные рейтинги и запугивая граждан Украины несуществующими проблемами?
Н. Б. Я бы не сказал, что проблемы, о которых говорят некоторые украинские политики, упоминая Ислам, не существуют вообще, никогда и нигде. Другое дело что, достаточно произвольно и тенденциозно используя в качестве аргументов примеры из жизни других стран (а я уже упоминал о большом разнообразии ситуаций в положении и жизни мусульман), они действительно нагнетают антимусульманскую истерию и насаждают не-мусульманам страхи и ненависть к их же согражданам-мусульманам. Одновременно они иногда очень продуманно, а иногда «по ходу» оскорбляют и мусульман, и Ислам, как религию.
Иногда это просто пошлая хулиганская выходка, но чаще провокация, рассчитанная на то, что мусульмане не выдержат и ответят настолько резко, насколько глубоко их оскорбили.
Немусульмане часто не в состоянии оценить, насколько велико оскорбление, потому что неправославные конфессии в Украине часто не воспринимаются большинством населения, как равноправные религии со своими нерушимыми и неприкосновенными ценностями. Религиозные убеждения, принципы, ритуалы, святыни неправославных часто воспринимаются общественным мнением как всего лишь некое экзотическое заблуждение, над которым истинно правильно верующий, то есть православный, ну или, по крайней мере, христианин может потешиться. Или игнорировать в случае, если ему это мешает, или просто не нравится. В тоже время любое проявление православного христианства должно восприниматься всеми иными конфессиями как нечто изначально священное и, безусловно, почитаемое и признаваемое всеми.
Достаточно вспомнить попытки осенить весь Крым крестами, включая их установку на мусульманских кладбищах, и одновременно отказ признать «Азизлер» в Бахчисарае, когда какая-то часть немусульман готова была лить кровь мусульман, отстаивавших свою святыню. А детская игровая площадка в Ай-Василе, открытая на мусульманских костях прямо в канун Ураза байрама в сентябре этого года? Я был там недавно. Там не столько даже дети играют, сколько местная алкашня пьет пиво и что покрепче, а потом там же это из себя и изливает…
А настолько многочисленные оскорбления мусульман в рекламе, журналистике, дискуссиях на телевидении, которые совершаются просто, между прочим. При этом не нужно произносить слово Ислам, достаточно рекламировать водку, где некие подонки, одетые в чалмы, пьют горилку, а потом от этого сгорают на глазах, не выдерживая соревнования со «справжними козаками», например… Или эти басни про подготовку мусульманских боевиков в крымских горах, ни разу так и не показанных, хотя в реальности те же телеканалы показывают там тренировку и стрельбы различных псевдоказачьих банд.
По сути, это не дело граждан Украины – мусульман расследовать такие факты. Ими должны заниматься прокуратура, СБУ и т.д.
Однако эти государственные органы заражены той же средневековой болезнью государственной религии, хотя, думаю, присягали на верность Конституции, а не Библии. Впрочем, Библия, как таковая, здесь не причем. Инджиль, как ее называют мусульмане, не требует от ее сторонников оскорблять мусульман.
Корр. В народе существует мнение, что муссирование в СМИ «страшилок» об Исламе – это непрямое давление на крымских татар, преследующее цель – остановить развитие Ислама в Крыму и способствовать сохранению ошибочных представлений о религии, которые у них сформировались под гнетом царской России и безбожной Советской власти. Как Вы прокомментируете это мнение?
Н.Б. Я полагаю, что это часть политики ассимиляции, которая в той или иной форме неоднократно провозглашалась руководством Украины. Но там есть и что похуже. Пугают, нарушая Конституцию Украины, не только мусульман, но еще более не-мусульман, готовя почву для еще более тяжелых и страшных нарушений. В частности, для массовых репрессий или, может быть, как показывает опыт других стран, пошедших по такому пути, массовых убийств мусульман в будущем. Чтобы в ответ на протесты, как внутри страны, так и из-за рубежа, заявить: «Да вы что?!!! О чем вы говорите?!!! Они ж не люди - они ж мусульмане!!!»
Корр. Как известно, орган Духовного управления был создан и введен в среду мусульман во времена Царской России для переформатирования сознания мусульман Крыма в своих интересах. Какие функции у него сегодня? Как бы Вы охарактеризовали деятельность ДУМК на современном этапе?
Н.Б. Слишком мало защиты интересов верующих и мусульманской культуры. Слишком много коллаборационизма с государством и насилия в крымскотатарской среде.
Абсолютно замкнутая система, неподконтрольная и неподотчетная обычным верующим, опирающаяся на сформированную им же касту религиозных функционеров.
Но это большая проблема для самого муфтията. При таком подходе невозможно будет удержать отток верующих из этой системы, что уже началось и нарастает.
Изменить положение теоретически возможно, но в реальности маловероятно.
Для этого нужно изменить процедуру выборов муфтия и других должностных лиц. Сделать их избираемыми обычными мусульманами, а не назначенными до того самим муфтием, религиозными чиновниками. Вряд ли нынешний муфтий пойдет на это.
Корр. Что повлечет за собой вмешательство государства Украина во внутренние дела мусульман, направленное на законодательное ограничение Ислама, а именно сфер его практической реализации и попытки утвердить «угодную» госструктурам модель Ислама?
Н.Б. Внутренние и внешние дела в вопросах такого рода разделить сложно. У нас же есть исламские течения, которыми руководят из-за рубежа, причем не в каноническом плане, а в организационном и идеологическом. Хотя мусульмане здесь опять-таки не исключение, едва ли не большая часть православных в Украине входит в религиозную организацию с центром за границей, я уже не говорю о новохристианских или протестантских церквях.
Для меня, как юриста по профессии и правозащитника, важно, чтобы не было дискриминации мусульман, теперь уже не только де-факто, но и де-юре, к чему, похоже, идет дело в рамках той же политики ассимиляции.
В идеале, государство должно пресекать насилие или провокацию насилия, от кого бы оно ни исходило. В том числе и на почве религиозных убеждений или предрассудков. В том числе, применяя законодательные меры.
Другое дело, что в случае с мусульманами, для какой-то части украинских политиков и украинского государства, очень соблазнительно использовать дубинку, так же, как и в случае борьбы людей за право на землю или за другие свои права.