mama

Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На мам своих не обижайтесь.

Две истории об одном и том же, но насколько разные:

«Меня зовут Саида. Мне 11 лет.
Хочу написать о своей любимой мамочке. Она добрая и трудолюбивая. Моя мама одевается по шариату, хотя многие не делают этого и даже не понимают в этом маму. У нас в семье трое детей. Она учит нас Исламу, так как Ислам должен распространяться не только на одежду, но еще больше на поведение. Мама радуется, когда мы совершаем благие поступки и изучаем Ислам, и огорчается, когда мы болеем и ссоримся. Мы живем не так уж и богато, но мама старается одевать нас красиво. Когда-нибудь и я куплю ей много исламских одежд и отправлю ее в хадж. Мама научила меня быть хозяйственной девочкой. Я очень люблю свою мамочку и всегда помню хадис о том, что рай находится под ногами наших матерей».

Августина, 17 лет, г.Харьков:
«Может, у многих было в 16 лет, когда ваши мамы вас не отпускали ночевать с парнем? Но я же не могу так проводить всю жизнь? Мне в этом году исполняется 17, а меня до сих пор рано загоняют домой. Мы собираемся ехать с друзьями на дачу, Мой парень хочет там остаться ночевать, может кто-то подскажет, как у мамы отпроситься? Раньше у меня с ней отношения были не очень, и она думала, что я уже в 14 лет лишилась и даже отводила к гинекологу. Моя мама очень упертая, она не умеет меня понимать, иногда, когда мы ссоримся, я ей говорю «выслушай меня», а она говорит «ротик прикрой и все».


Сейчас неуважительные отношения в семье, а в частности, к родителям принято называть проблемой «отцов и детей» или «конфликт поколений». Вкратце это звучит так: дети считают, что их не понимают, а родители – что их не ценят. Дети считают, что они более развиты, более цивилизованны, более продвинуты, что родители отстали в развитии, зачерствели. Родители же считают, что дети неблагодарны, недостаточно внимательны к ним, малодушны… Естественно это приводит к сложным отношениям в семьях.

А вот и статистика: самый влияющий фактор на конфликт между родителями и детьми – это отсутствие согласия и взаимного уважения – 50 % всех конфликтов!

Современная социология (наука об обществе) считает эту проблему естественной и одновременно «вечной», ища при этом пути ее решения. А где же подвох?
Неужели проблема «отцов и детей» неизбежное сопутствующее времени явление? Почему каких-то 100-200 лет назад мусульманский мир и знать не знал таких проблем? Что же изменилось? Что мы потеряли, взяв взамен только проблемы, в том числе и эту?

Если бабушки наших бабушек не могли даже представить себе открытое декольте и непокрытую голову, то сейчас закрытый пупок – признак несовременности, а сексуальность (мысли и поступки, связанные с проявлением полового влечения) и «намекающий на интим стиль» – признак продвинутости. Почему?
Если в Азии не было такого, чтобы пожилой человек ехал в автобусе стоя, то сейчас… уступать место – это нонсенс.
Если наши родители уважали старших, часто навещали родных и так воспитывали нас, то сейчас наше поколение может смело нагрубить учителю, обидеть маму, поставить свои интересы выше семейных.… А как мы называем родителей? Старики, родаки, предки, шнурки, пахан, мазер…

Наши праведные предки говорили о родителях: «Слушай их, молча, когда они разговаривают с тобой – постигнешь мудрость. Встань, когда они встают, ради почтения, не смотря на свое положение в обществе – укрепишься среди людей. Выполняй то, что они велят, если это, не грешно перед Аллахом – поймешь сущность покорности пред Всевышним. Ни ходи без нужды впереди них – ты поймешь ценность уважения. Ни повышай голос, выше их голосов – крик и рев, присущ ослам. Отвечай им, когда они зовут тебя – будешь услышан людьми. Старайся всеми путями достичь их довольства – Всевышний откроет тебе все пути. Опусти для них крыло смирения, обходись с ними, просто и мягко – ты найдешь, то же самое в старости. Ни делай для них что-либо из одолжения – ты поймешь искренность отношений. Не смотри на них искоса – они, все равно, выше перед Аллахом, чем ты. Ни смотри им в лицо, нахмурившись – злость, не украсила ни кого. Ни отправляйся в путешествие без их благословления – и твое путешествие принесет тебе радость. Ни оставляй их в одиночестве – и сам не останешься один. Заботься об их благополучии – и будешь благословен. Помни, молитва родителей, принимается Аллахом – молись за них и обретешь счастье в обоих мирах!»
Откуда столько мудрости? Где тот источник, откуда можно ее безгранично черпать?

А ведь и мы владельцы этой не просто мудрости.
Принцип исламской Уммы – относиться к старшим с уважением, а к младшим с любовью. А среди старших, самые первые к кому надо относиться с наибольшим уважением, непременно, родители. Исламская идеология этого требует. Посмотрите в основу Ислама – загляните в Коран, откройте хадисы:

(وَقَضَى رَبُّكَ أَلا تَعْبُدُوا إِلا إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِنْدَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلاهُمَا فَلا تَقُلْ لَهُمَا أُفٍّ وَلا تَنْهَرْهُمَا وَقُلْ لَهُمَا قَوْلا كَرِيمًا (٢٣) وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُلْ رَبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا (٢٤

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно.
Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (17:23-24)


«Наиболее тяжкими грехами являются многобожие и непочтительность по отношению к родителям» (Аль-Бухари)

«Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в Рай» (Аль-Бухари)

Пророк Мухаммад (с.а.с.) изрек: «Есть две вещи, за которые Аллах ускорит наказание в мирской жизни: притеснение и ослушание родителей»

Об отношении к маме в Исламе вообще отдельный разговор.
Сообщается, что некий человек спросил Пророка (с.а.с.): “О, Посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?” Он ответил: “Твоя мать”. Этот человек спросил: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать”. И вновь он спросил: “А кто потом?” На что Пророк (с.а.с.) дал ответ: “Твоя мать”. Человек опять спросил: “А кто потом?” И тогда Пророк ответил: “Твой отец” (Аль-Бухари и Муслим).

Аллах Всевышний сказал в Коране о любви к матери

(وَوَصَّيْنَا الإنْسَانَ بِوَالِدَيْهِ حَمَلَتْهُ أُمُّهُ وَهْنًا عَلَى وَهْنٍ وَفِصَالُهُ فِي عَامَيْنِ أَنِ اشْكُرْ لِي وَلِوَالِدَيْكَ إِلَيَّ الْمَصِيرُ (١٤

«Заповедали мы человеку [почитать] родителей своих. Мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и родителей своих, - ибо ко Мне твое возвращение». (31:14)

И еще:

وَوَصَّيْنَا الإنْسَانَ بِوَالِدَيْهِ إِحْسَانًا حَمَلَتْهُ أُمُّهُ كُرْهًا

«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его…» (46:15)

Матери вынашивали нас определенный срок, носили на руках, и до самой смерти хранят нас в своем сердце. Поэтому сколько бы любви и уважения им не было бы оказано с нашей стороны, все равно этого будет мало: мы находимся в неоплатном долгу перед своими матерями.
Беременность, рождение ребенка, вскармливание грудью, взращивание и воспитание ребенка - это трудная и изнурительная обязанность. Мать, занятая домашними делами, возлагающая и эту обязанность на свои плечи, заслуживает, действительно, большой любви, глубокого уважения и бесконечной, пожизненной благодарности. Аллах раскрывает нам то благо, которое несут матери, находясь в тяжелом и трудном состоянии, вскармливая детей. Он призывает нас благодарить после Аллаха наших матерей.
Наш Пророк (с.а.с.) каждую неделю наведывал свою молочную мать Халиму (р.а.), расстилал свою одежду на полу для того, чтобы его мать села на нее. Когда его молочная мать входила или выходила из комнаты, он вставал, проявляя уважение. Мать - это руки, оберегающие нас, укрепленные силой, исходящей от Аллаха. Поэтому наш Пророк (с.а.с.) настоятельно требовал любить матерей.
В хадисе, переданном от Ибн Омара (р.а.) наш Пророк (с.а.с.) говорит так: "Женщина, начиная с периода беременности и до родов и, отнимая ребенка от груди, на пути Аллаха подобна солдату, служащему на границе. Если она в этот период умрет, ей воздаяние шахида (борца за веру)".
В другом хадисе сказано: "Когда женщина беременна, она получает воздаяние подобно человеку, который днем держит уразу, а ночью совершает молитву и борется на пути Аллаха".
И еще:
"Аллах запретил вам непослушание, непочтение и черствость по отношению к вашим матерям". (Аль-Бухари и Муслим)
И еще:
"Аллах вам запретил (харам) непослушание матери..." (Аль-Бухари)
И еще:
"Находись у ног своей матери, ведь там рай" (Ибн Маджа, «Сунан», хадис № 2771).
И еще:
Пророк (с.а.с.): «Согласие Аллаха в согласии отца, и гнев в гневе» (Аль-Бухари)
Так как в добром отношение мать идёт впереди отца, то и, следовательно, этот хадис относится и к матери.
Еще Всевышний превознес права матери над правами жены. В хадисе, который рассказал Аль–Хаким, говорится: «Наиболее близким из людей для женщины является ее муж, а для мужчины его мать».
Если мать является набожной мусульманкой, тогда она обитательница рая (джаннат), и рай в услужении ей. Но если она не соблюдающая мусульманка или же вообще немусульманка, то ваш Рай все равно в услужении ей, ибо вы обслуживаете ее из послушания Аллаху. Джаннат детей находится у ног их матерей, а джаннат матерей – в их послушании Аллаху.

Пришел один человек к Абдуллаху ибн Умар ибн Аль-Хаттаб и говорит: «Моя мама состарилась и стала немощная. И я ношу ее повсюду на спине, в том числе и по нужде. А иногда она невольно отправляет нужду прямо на мне. Разве я ей не отплатил?!»
Абдуллах ибн Умар говорит: «Даже ни за одну схватку, когда она тебя родила. Ты, носишь ее и желаешь ей смерти, чтобы освободиться от обузы. А когда в младенчестве она тебя носила, ты тоже на нее писал и какал, а она желала тебе жизнь».

При таком отношении к родителям, к маме, как в Исламе, о каком «вечном конфликте родителей и детей» может идти речь?!

После смерти отца и матери обязанности по отношению к ним не заканчиваются. На вопрос одного из своих сподвижников: «Надо ли, что-нибудь сделать после смерти отца и матери» Пророк (с.а.с.) ответил: «Четыре вещи: Просить за них у Аллаха, желая, чтобы Аллах их простил. Если оставили завещание – исполнить. Поддерживать отношение с их друзьями, делать им всяческие подарки. Поддерживать отношение с их близкими, у тебя есть близкие только благодаря им.» (Аль-Бухари)

(رَبَّنَا اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِلْمُؤْمِنِينَ يَوْمَ يَقُومُ الْحِسَابُ (٤١

Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в тот день, когда будет представлен счет.(14:41)

В этом аяте Аллах учит нас просить за родителей у Аллаха (дуа), и вспоминать их добрым словом.
О пользе дуа родителям, после их смерти, Пророк (с.а.с.) объяснил в следующем хадисе: «После смерти человека записи его деяний закрывается, кроме как для записей того, что было совершено им при жизни и продолжает приносить пользу и после смерти. К тому, что приносит и после его смерти пользу относятся: милостыня, которую дают в его имя, наука (гъилм), которая и после его смерти приносит пользу людям, дети которые за него просят добро в дуа» (Аль-Бухари)
Тот, кто при жизни и после смерти родителей исполнит обязанности по отношению к ним, за что они будут им довольны и попросят за него благое у Аллаха, тот почувствует одну из самых больших радостей, как в этом, так и в другом мире. Так как Пророк (с.а.с.) даёт добрую весть, относящимся должным образом к родителям, что они проживут долгую жизнь в изобилии и будут обитателями Рая.

Проблема присутствует только там, где отсутствуют истинные ценности, там, где сам человек определяет, как к кому относится, там, где главное не довольство Всевышнего Аллаха, а что-либо другое.

О, наши мамы!!!
Простите нас, вы же и так нас прощаете.
Поддержите нас, вы же и так нас поддерживаете.
Поймите нас, вы и так нас понимаете.
А что же мы? Горячая кровь и эмоции зачастую опережают разум.
Мы очень хотим уберечь Вас и себя от бед и несчастий, и поэтому стремимся к покорности Аллаху, к Исламу, к исламскому образу жизни.
Мы очень хотим вернуть нашу Умму в лоно тех понятий и поступков, в котором дети будут искать Рай у ваших ног.
Мы очень хотим, чтобы наши дети выросли в той среде и в той системе, в которой нет места проблемам «отцов и детей» и «конфликтам поколений».
О, наши родители! Помогите нам обрести счастье на этом свете и прожить жизнь так, как повелевает Всевышний Аллах!
Да одарит Аллах всех мусульман воспитанными и благочестивыми детьми, которые способны принести им пользу в обоих мирах. Аминь!
И хвала Аллаху Господу миров.

Ислямов Э.