krst26 января 2010 года состоялась дискуссия, на которой обсуждались актуальные вопросы, связанные с реализацией мусульманками своих законных прав на вклеивание фотографии в хиджабе в паспорт гражданина Украины. Также были затронуты вопросы, связанные с нарастающей в обществе тенденцией страха и неприязни к хиджабу, как одного их факторов исламофобии в стране и в мире.

 

Ведущая - Зудиева Лутфие


Как бы вы охарактеризовали положение мусульманок в Украине и в Крыму? С какими трудностями, на ваш взгляд, они сталкиваются в первую очередь?

Бориева Эмине: Я бы хотела отметить, что законодательная база Украины в общих чертах гласит и разрешает свободно исповедовать свою религию, но не прописывает основные моменты: такие как право на молитву, право на ношение хиджаба и другие немаловажные вопросы.

Кантемир Ревиде: Наше положение в Украине не настолько ужасное, по сравнению со странами, где открыто уничтожают мусульман, как это, например, происходило в Палестине, но легким его так же не назовешь. Нас ущемляют во многих правах и одно из таких ущемлений – это вопрос вклеивания фотографий в хиджабе в паспорт...

Куватова Зоре: Я хотела поменять свою фотографию в паспорте на фотографию в хиджабе, и официально подала заявление начальнику паспортного стола Железнодорожного района. Начальник паспортного стола официально в письменном порядке дал мне отказ на мою просьбу, но мне известны такие факты в христианской части украинского общества, когда монахиням разрешалось фотографироваться именно в религиозной одежде.

Кравченко Юлиана: Я не являюсь этнической мусульманкой, но я Ислам приняла добровольно и очень рада этому. Хочу сказать, что общество, которое меня окружает - это преимущественно христиане. Поскольку я родилась в этнической христианской семье, то, конечно, это была не адекватная реакция родственников, вплоть до того, что они запрещали мне одевать хиджаб и не позорить семью, а второе - это дискриминация на работе, поскольку все привыкли видеть меня с открытой внешностью, волосами.

Вы тоже считаете что «Дело о хиджабе», то есть, эта инициатива – пиар-проект Хизбу-ут-Тахрир? Или все-таки это общая проблема всех мусульманок Украины и Крыма?

Кантемир Ревиде:  Я не являюсь членом партии Хизб-ут-Тахрир и считаю, что данная проблема интересует не только членов партии Хизб-ут-Тахрир, но и всех мусульман Украины и Крыма, так как напрямую ущемляются наши права в свободе исповедания и соблюдения религиозных канонов. Я хочу сказать, что долг каждой мусульманки всячески бороться за свои права и отстаивать свои интересы.

Бориева Эмине: Если законодательная власть Украины игнорирует права одного гражданина, то уже она требует пересмотра.

Салиева Мумине: Хочу сказать большее, что это уже не региональная проблема, она уже давным-давно вышла за рамки Украины, и в первую очередь опять же акцент надо делать на то, что это проблема мусульманки.

Куватова Зоре: Хочу дополнить, мусульманку одеть на себя хиджаб никто не заставит - это приказ Аллаха…

Многие мусульмане сегодня считают, что внутренние проблемы с реализацией прав и свобод мусульман, неизбежно повлияют на внешнеполитические партнерские отношения между Украиной и мусульманскими странами.  Более того, это может стать серьезным препятствием для стратегического курса на евроинтеграцию. Что вы думаете по этому поводу?

Кравченко Юлиана: Будучи по образованию менеджером-экономистом внешней экономической деятельности,  располагаю такими данными на данный момент, что Украина ведет внешнюю торговлю с мусульманскими странами. Если ситуация будет выходить на международную арену, думаю, мусульмане не станут молчать и поддержат за границей, так как мусульмане проживают не только на территории Украины.

Салиева Мумине: Дискриминация прав граждан неизбежно отражается на внешней политике. Одним из главных постулатов вступления в страны Европы - это рассмотрение того, насколько глубоко и качественно демократические принципы пустили корни в том или ином государстве. Украина в последние годы то и дело, что «кричит» о демократичности, о том, что демократические принципы соблюдаются, о том, что права граждан реализуются. Данная проблема свидетельствует об обратном, то есть, где в реальности сегодня в Украине претворяются демократические принципы? Противоречие в теории, противоречие в практике.

Очень часто в обществе звучит следующая мысль: «Если вас не устраивают местные законы, то есть, законы украинского государства, езжайте в мусульманские страны, Иран ждет с распростертыми объятиями». Что вы скажете по этому поводу? Такой посыл на интернет-форумах делают некоторые граждане Украины мусульманкам Украины по поводу решения данного вопроса. Как вы прокомментируете это?

Кантемир Ревиде: Я хотела бы сказать следующее на такие абсурдные комментарии. Крымские татары являются в Крыму большинством мусульманского этноса. Крымские татары являются коренными жителями Крыма, и геноцид 44-го года признан всемирно. Мы – крымские татары являемся здесь наместниками, поэтому не им диктовать нам условия, а стараться мирно сосуществовать со всеми этносами, проживающими в Крыму. Крымские татары являются коренными жителями и в данный момент находятся на своей исторической родине.

Кравченко Юлиана: Не понятен вопрос относительно «переселяйтесь и уходите в Иран»!  Подождите, я украинка, я здесь родилась, у меня здесь моя семья, и мы является не гостями, а жителями и рожденными в этой стране. Я считаю, что если такой вопрос уже встал в обсуждение категорично, то обязательно надо внедрять какие-то программы, какие-то акции по изучению Ислама, что бы люди понимали что это такое и что это не проблема, это просто другое вероисповедание, которое не несет вред жителям этой страны.

Салиева Мумине: Почему Иран? В чем разница между Ираном, например, и Крымом? Как Иран - это мусульманская территория, так и Крым, поэтому мы – мусульмане, мы на своих землях, на исламских землях и извините за сравнение, мы не отщепенцы, которым просто можно помочь собрать чемоданы и отправить в Иран. Мы на своем месте.

Как Вы думаете, что именно позволило бы всем нам избежать возникновения политических конфликтов на конфессиональной почве?

Кравченко Юлиана: Мы хотели бы, что бы государство шло нам на встречу – это раз. Второе, что очень важно, поскольку в основном граждане Украины являются невежественными в вопросах Ислама, то необходимо проводить общеобразовательные программы с нейтральной позиции, не то, что Ислам - это только негатив, что на самом деле является ложью. Если в школах Украины вводятся уроки о христианстве, об обрядах и т.д. , то почему Ислам не имеет таких же прав, когда в Конституции оговорено свобода вероисповедания.

Салиева Мумине: Проблема опять-таки в тех же правительственных лицах, в чиновниках, которые присвоив себе звания востоковедов или религиоведов, теологов, сажают Ислам на скамью подсудимых…Исходя из этого, они формируют в обществе исламофобские чувства, вот в этом проблема.

Поэтому я вижу решение в том, что пора уже выйти на диалог с мусульманами. Пора уже решать вместе эту проблему. В каком плане? Мы - мусульмане готовы к этим дискуссиям, мы готовы к тому, чтобы выработать адекватный правовой механизм решения данной проблематики.

Бориева Эмине: Хотела бы обратиться к гражданам Украины и сказать, что Ислам - это религия справедливости. Во-первых, это справедливое отношение человека к своему Создателю, справедливое отношение человека к человеку, это религия чистоты, религия нравственности и она не может быть проблемой для человечества. Сегодня в Украине показывают Ислам как терроризм, экстремизм, а посмотрите на мир - где происходят войны? Войны происходят в основном на территориях исламских государств. Террор идет со стороны немусульман относительно к мусульманам. Сегодня мы не увидим немусульманское государство, на которое напали мусульмане и ведут там войну, убивают мирных граждан немусульман. Я бы хотела посоветовать гражданам Украины взять учебники об Исламе, прочитать и быть объективными, справедливыми людьми.