Находясь в депортации, крымские татары грезили возвращением на свою Родину, к своим домам - родным очагам. В своих мечтах они представляли - как, ступая после изгнания на родную землю, они будут ее целовать и превратят в цветущие сады. Но сегодня, к большому сожалению, Крым, не такой, каким они себе его представляли.
Следующие поколения относятся к земле совсем по-другому. Поддавшись чуждому влиянию, они стали соучастниками уничтожения природы своей родины. Экологическая ситуация приближается к катастрофической. И нам, нынешнему поколению мусульман, стоит серьезно задуматься об этом и найти решение этой проблемы не только в Крыму, но и во всем мире в целом.
В данной статье хотелось бы затронуть то, каким образом Ислам воздействует на формирование особого отношения мусульманина к окружающей среде. Проблема экологии сегодня стала злободневной темой, которая требует особого отношения и внимания, и она напрямую связана с образом мышления человека. Поэтому необходимо найти обоснованное и понятное каждому человеку решение этого вопроса.
Господствующий в мире образ мышления, а именно капиталистический, делает отношение к этой проблеме поверхностным, а решение ошибочным. И как бы они не пытались решить проблему окончательно, им это не удается.
Ислам же решает это наилучшим образом. С детства ребенок растет в исламской атмосфере, которая формирует у него особое отношение к окружающему миру. Но возникает вопрос: «Почему там, где проживают мусульмане, на дорогах мусор, канализационные стоки текут прямо по улицам «захватов» и т.д. и т.п.?». Ответ сразу можно выразить следующими словами: «Это наглядный пример того в каком положении оказалась исламская умма, когда перестала жить в соответствии с Исламом и была отравлена капиталистическими мыслями». Крымские мусульмане также не избежали этой участи.
Первое, на что я хотел бы обратить ваше внимание, это то, что Хозяином всей вселенной является Аллах. Современный человек, утерявший всякую духовную связь с Творцом, приписал себе все то, что находится в Его владении. Всевышний Аллах говорит:
وَآتُوهُم مِّن مَّالِ اللَّهِ الَّذِي آتَاكُمْ
....и давайте им из достояния Аллаха то, что Он дал вам... (24: 33)
Всевышний Аллах обладатель всего.
Всевышний Аллах говорит:
وَابْتَغِ فِيمَا آتَاكَ اللَّهُ الدَّارَ الْآخِرَةَ وَلَا تَنسَ نَصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَا وَأَحْسِن كَمَا أَحْسَنَ اللَّهُ إِلَيْكَ وَلَا تَبْغِ الْفَسَادَ فِي الْأَرْضِ
И стремись в том, что даровал тебе Аллах, к жилью последнему! Не забывая своего удела в этом мире, и благодетельствуй, как благодетельствует тебе Аллах, и не желай порочности на земле.(28:77)
Все во вселенной принадлежит только лишь Аллаху, и Он сделал человека наместником на земле, наделив его правом пользования всеми ее богатствами.
Всевышний Аллах говорит:
وَأَنفِقُوا مِمَّا جَعَلَكُم مُّسْتَخْلَفِينَ فِيهِ
...и расходуйте то, в чем Он сделал вас наместниками!(57:7)
Ислам требует от мусульманина стремиться к жизни последующей, не забывая жизни ближней, правильно распоряжаясь имуществом Аллаха.
Ислам постановил, что тот, кто пользуется чем-либо, обязан сохранить в надлежащем виде и порядке то, что ему доверили.
Сообщается, что Абу Хурайра, (р.а.), сказал:
Однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, беседовал с собравшимися людьми, к нему подошёл какой-то бедуин и спросил: «Когда (настанет) Час этот?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, продолжал разговаривать, (не отвечая ему,) и некоторые люди сказали: «Он слышал, что сказал (этот бедуин), но ему это не понравилось», — (другие же) сказали: «Нет, он не слышал». Закончив говорить, (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: «Где же спрашивавший о Часе?» (Бедуин) откликнулся: «Я здесь, о, посланник Аллаха», Тогда он сказал: «Когда будет погублено отданное на хранение (амана), тогда и жди наступления этого Часа». (Бедуин) спросил: «Как же это будет погублено?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: «Такое случится, если (это) дело будет поручено недостойным, и (тогда следует) ждать наступления Часа этого!» (Аль-Бухари)
Слово «амана» образовано от слова «амн» (безопасность; спокойствие) и является однокоренным со словом «вера» («иман»). Слово «амана» многозначно и среди прочего означает «надёжность» и «то, что отдано на хранение». Любое обязательство раба Аллаха перед его Господом, как и любые обязательства людей, друг перед другом являются тем, что дано им на хранение, и что необходимо вернуть, иначе говоря, выполнить.
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Правдивость, забота о вверенном тебе на хранение имуществе, превосходный нрав и употребление в пищу того, что разрешил Аллах, не унижая себя при этом, – если в тебе есть эти четыре качества, то тебе не повредит то, что ты чего-то лишился в этом мире». (Этот хадис передал Ахмад).
Во-вторых, это необходимость делать все наилучшим образом.
Пророк (с.а.с.) сказал: «Всевышний Аллах предписал превосходное выполнение (ихсан) во всем. Если убиваете, то убивайте наилучшим образом, если закалываете животное, то закалывайте наилучшим образом…». (Передал Муслим от Шаддада ибн Авса).
Как никогда актуальными становятся эти слова сегодня. Человек, стремится максимально извлечь материальные блага в этой жизни. Он торгует на рынке и тут же оставляет за собой горы мусора. Строит заводы и засоряет грязными сточными водами реки и озера, моря и океаны. Добывает нефть и загрязняет окружающую среду, оставляя за собой не пригодную для продуктивного использования почву. Хищнически вырубает леса, оставляя за собой голую землю, не засаженную новыми саженцами. Массово убивает животных, ставя на грань полного исчезновения многие виды фауны. По варварски осуществляет неконтролируемый вылов рыбы, не дав ей даже осуществить нерест, уменьшая из года в год популяцию морских обитателей. Существует еще множество других примеров, указывающих на бездумное использование имущества, вверенного человеку Всевышним Аллахом.
В-третьих, хотелось бы сказать о чистоте.
Передают со слов Абу Малика аль-Хариса бин Асима аль Аш'ари (р.а.), что посланник Аллаха, (с.а.с), сказал:
«Чистота часть веры, (слова) «Хвала Аллаху»(Аль-хамду ли-Лляхи) заполнят собой Весы, (слова) «Слава Аллаху и хвала Аллаху» (Субхана-Ллахи ва-ль-хамду ли-Лляхи) заполнят собой (пространство) между небесами и землёй, молитва - свет, милостыня(садака) - доказательство, терпение - сияние , а Коран - аргумент за тебя или против тебя. Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит". (Муслим)
Слово «чистота» в данном хадисе сообщается в общей форме. Из многочисленных комментариев этого слова хотелось бы выделить то, что мусульманин заботится ни только о ритуальной чистоте, чтобы выполнить намаз, и ни только о душевной чистоте, очищаясь милостыней, воздерживаясь от запретного и выполняя приказанное, но и стремиться воплотить это во всем, что его окружает. В своем доме, дворе, на своей улице, в своем городе или поселке, в стране и на всем земном шаре.
Таким образом, из всего изложенного можно сделать следующий вывод. Среди бесчисленных творений, человек самое превосходное. Всевышний сотворил его, и ангелы пали ниц перед ним. Это показало превосходство человека, ибо Аллах возвысил его над всеми творениями. На нас возложена большая ответственность перед Аллахом, ведь мы одарены интеллектом для того чтоб постигнуть Истину.
Человек наделен разумом, волей, чувствами, речью. Он способен выбирать, и отвечает за свой выбор. Человек может быть моральным, потому что он обладает разумом. Человек может быть культурным, т.е. обладать особым взглядом на мир, в отличие от животных. И этого он достигнет, только руководствуясь Истиной, ниспосланной через Посланника Аллаха (с.а.с).
Возрождаясь, Ислам, подобно тому, как зеленая поросль, по воле Аллаха, пробивается из-под земли после пожара, выправляет отношение человечества к окружающей среде. И нам, мусульманам, необходимо бережно относится к окружающему миру. Мы должны осознавать ответственность перед Господом миров за то, что нам вверено. И должны передать следующим поколениям в сохранности окружающую нас среду обитания, за которую мы будем отвечать перед Всевышним Аллахом.
Ибн Али, г. Акъмасджит.