Сегодня для того чтобы оставаться человеком, адекватным собственному времени, чтобы постоянно идти в ногу с цивилизацией, понимать язык средств массовой информации, необходимо знакомиться с новыми словами, постоянно появляющимися в языке и демонстрирующими тем самым его неисчерпаемые возможности. И мусульмане — не исключение. Только в отличие от немусульман, мусульманам в демократических странах, кроме элементарного понимания сути термина, нужно еще и отфильтровывать те, значения которых не противоречат исламским понятиям. Рассмотрим, например, слово «налог», используемое для обозначения сбора средств государством со своих граждан. У мусульман в период существования исламского государства была идентичная реальность (другая система налогообложения, а суть термина та же). Соответственно, активное применение этого термина не является идейной ошибкой для современных мусульман.

На фоне последних событий в политической жизни крымских мусульман все чаще слышны дискуссии и прения, в которых представители религиозно-политических, политических и других сил используют слова «плюрализм» и «оппозиция» и указывают на позитивную практику этих терминов. И мне, как любому моему соотечественнику стало интересно «разобрать по запчастям» реальность этих терминов и их уместность в жизни мусульманина и может быть даже включиться в дискуссию на тему: «А нужны ли нам эти термины и идеи?».

Итак, «плюрализм».

Этот термин был предложен немецким философом Х. Вольфом в начале ХVIII века для обозначения философской позиции, которая отрицает единство мира и утверждает, что в основе мира лежит множество самостоятельных и независимых начал бытия. В современном мире плюрализм развился и в социологическую теорию, согласно которой общественно-политическая жизнь представляет собой конкуренцию множества социальных групп, партий и организаций. В более широком значении, то есть именно в том, которое усиленно насаждается сегодня, плюрализм — это сосуществование разных форм политической, экономической, культурной и религиозной жизни как главный принцип устройства правового демократического общества, а также многообразие взглядов и мнений, дающее возможность свободы выбора. Многие считают плюрализм одной из важных характеристик демократической политической системы общества.

По мнению сторонников капиталистической системы, общество состоит из личностей, у каждой из которых имеются различные верования, взгляды, интересы и различные потребности и цели. По этой причине они убеждены, что нельзя избежать существования несводимых и размыкающихся между собой групп. У каждой такой группы есть личные цели, которые представляют и выражают определенные движения, организации и партии. Таким образом, самореализации в демократическом обществе могут требовать абсолютно все — начиная обычными людьми и заканчивая гомосексуалистами, распутниками, любителями алкоголя и азартных игр. И все это называется «позитивной практикой» плюрализма.

Ввиду вышесказанного возникает вопрос: допустима ли такая реальность в Исламе? Является ли это законным положением Шариата? Проанализируем.

Всем известная Википедия предлагает рассмотреть отдельные виды «плюрализма»:

Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.

Сопоставляя вышесказанное с реальностью Ислама мы видим следующее. Если попытаться поставить знак равенства между многопартийностью и плюрализмом и свете такого видения считать термин «плюрализм» уместным, то следует отметить, что в Исламе допускается образование партий исключительно на основе законов шариата, т.е. запрещается образовывать партии на основе национализма, капитализма, социализма и др. Внутренние законы партий тоже регламентированы законом Шариата, поэтому плюрализм в его авторском значении в Исламе не существует. Например, после смерти Пророка (с.а.в.) ансары и мухаджиры соревновались между собой, за место халифа — это допускается! Халиф Омар ибн Аль-Хаттаб и Биляль с его партией разногласили по отношению земель Ирака — это допустимо! Однако все эти споры были на основе Ислама, поэтому работа партий в Исламе — это слежение за соблюдением Ислама и отчет Халифа, а также возможность претендовать на право быть Халифом во время выборов. Очевидно, что другой идее или диаметрально противоположному взгляду нет места. А значит, и плюрализма политического в Исламе нет.

Далее. Часто используется термин — «религиозный плюрализм». За этой идеей стоит религиозное движение, стремящееся к унификации мировых религий во имя так называемого «диалога религий». В соответствии с религиозным плюрализмом, нет религии выше или ниже, все религии равны и способствуют духовному росту своих последователей.

Согласно исламским концепциям, Аллах сотворил людей и все другие творения для того, чтобы они поклонялись Ему, и наделил их всем, что помогает им в этом. Итак, единобожие есть нечто изначально присущее самой природе людей, а многобожие — нечто чуждое ей. Всевышний Аллах сказал:

فَأَقِمْ وَجْهَكَ لِلدِّينِ حَنِيفًا فِطْرَةَ اللَّهِ الَّتِي فَطَرَ النَّاسَ عَلَيْهَا لا تَبْدِيلَ لِخَلْقِ اللَّهِ

«Обрати же свой лик к религии с верностью по установлению Аллаха, которое Он заложил в людях при сотворении. Нет — изменениям в творении Аллаха» (то есть не изменяйте творения Аллаха, совращая его от присущей ему врождённой природы — прим. пер.) (30:30).

Пророк же сказал: «Каждый младенец рождается с присущим ему врождённым качеством [единобожия — прим. пер.], а уже потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника».

Таким образом, единобожие является первоосновой каждого человека.

Со времён Адама и в течение долгих веков религией все людей была религия единобожия. Всевышний Аллах сказал:

كَانَ النَّاسُ أُمَّةً وَاحِدَةً فَبَعَثَ اللَّهُ النَّبِيِّينَ مُبَشِّرِينَ وَمُنْذِرِينَ

«Люди были одной общиной, и послал Аллах пророков вестниками и увещателями...» (2:213).

وَمَا كَانَ النَّاسُ إِلا أُمَّةً وَاحِدَةً فَاخْتَلَفُوا

«И были люди только одной единой общиной, но разошлись» (10:19).

Аллах послал людям своего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ставшего последним из пророков. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призывал людей к единобожию и следованию религии Ибрахима, отдавая все свои силы борьбе на пути Аллаха до тех пор, пока вероучение единобожия и религия Ибрахима не вернулись к людям, идолы не были уничтожены и Аллах не завершил для них религию и не сделал совершенной религию Ислам — милость свою по отношению ко всем мирам.

وَإِذْ أَخَذَ اللَّهُ مِيثَاقَ النَّبِيِّينَ لَمَا آتَيْتُكُمْ مِنْ كِتَابٍ وَحِكْمَةٍ ثُمَّ جَاءَكُمْ رَسُولٌ مُصَدِّقٌ لِمَا مَعَكُمْ لَتُؤْمِنُنَّ بِهِ وَلَتَنْصُرُنَّهُ قَالَ أَأَقْرَرْتُمْ وَأَخَذْتُمْ عَلَى ذَلِكُمْ إِصْرِي قَالُوا أَقْرَرْنَا قَالَ فَاشْهَدُوا وَأَنَا مَعَكُمْ مِنَ الشَّاهِدِينَ (٨١)فَمَنْ تَوَلَّى بَعْدَ ذَلِكَ فَأُولَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ (٨٢)أَفَغَيْرَ دِينِ اللَّهِ يَبْغُونَ وَلَهُ أَسْلَمَ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالأرْضِ طَوْعًا وَكَرْهًا وَإِلَيْهِ يُرْجَعُونَ (٨٣)قُلْ آمَنَّا بِاللَّهِ وَمَا أُنْزِلَ عَلَيْنَا وَمَا أُنْزِلَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالأسْبَاطِ وَمَا أُوتِيَ مُوسَى وَعِيسَى وَالنَّبِيُّونَ مِنْ رَبِّهِمْ لا نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِنْهُمْ وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُونَ (٨٤)وَمَنْ يَبْتَغِ غَيْرَ الإسْلامِ دِينًا فَلَنْ يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ (٨٥)

«Вот Аллах взял завет c пророков: «Я одарю вас из Писания и мудрости. Если же после этого к вам явится Посланник, подтверждающий истинность того, что есть у вас, то вы непременно уверуете в него и поможете ему». Он сказал: «Согласны ли вы и принимаете ли Мой завет?». Они ответили: «Мы согласны». Он сказал: «Будьте же свидетелями, и Я буду свидетельствовать вместе с вами». Те же, которые отвернутся после этого, являются нечестивцами. Неужели они ищут иной религии, помимо религии Аллаха, в то время, как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или по принуждению, и к Нему они будут возвращены. Скажи: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба) и в то, что было даровано Мусе (Моисею), Исе (Иисусу) и пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся». От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3:81–85).

Таким образом, религиозный плюрализм вступает в прямой конфликт с вышеуказанными словами Всевышнего Аллаха, поскольку мусульманин в течение всей своей жизни должен призывать людей к последней религии Аллаха — Исламу.

И последнее. Да, Ислам допускает наличие разных точек зрения. Первые расхождения между мусульманами появились в конце 7-го века, когда обнаружилась разница в том, что передавали, как объясняли и чего требовали асхабы, ссылаясь на известные им высказывания и действия Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Также в изменившихся условиях жизни мусульманской общины возникали различные проблемы правового характера. В этих условиях возникло такое явление, как иджтиха́д, или аль-иджтиха́д (с араб. «усердствование», «большое старание») — деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приёмов, используемых при этом богословом-муджтахидом. Поэтому главной целью аль-иджтихада стало обнаружение и решение новых или нерешённых предшественниками вопросов таким образом, чтобы люди опирались на ислам и поддерживали его.

Главными центрами аль-иджтихада были крупные города халифата, где жили учёные-богословы: Мекка, Медина, Куфа, Басра, Бейрут, Дамаск. В течение почти четырёх веков — с конца 7-го по 11-й век — шло соревнование за приоритет в теоретическом обосновании Ислама, переходившее время от времени в жаркие дискуссии. К концу этого периода сформировались богословско-правовые школы — мазхабы. Дальнейшая их разработка прекратилась, «врата иджтихада закрылись», уточнялись отдельные второстепенные вопросы, переписывались и комментировались сочинения предшественников, богословский авторитет которых считался практически непререкаемым.

В 19-м веке появились тенденции к «открытию врат иджтихажа», то есть к возрождению аль-иджтихада, для того чтобы пересмотреть принципы Ислама с позиций современной жизни.

Однако это различие и разнообразие во мнениях распространялось и продолжает распространяться на многие второстепенные вопросы. Именно второстепенные, поскольку фундаментальные основы Ислама уже давно очерчены и общепризнаны, в связи с чем, по таким вопросам крайне редко можно услышать какие-то споры и разногласия. Различных мнений в вероубеждении быть не может по определению, ибо это ведет к неверию.

Для обозначения вышеуказанных исламских понятий и законных положений Шариата в политической жизни общества мусульманские ученые установили отличительные термины. Одним из этих терминов является «ихтиляф», который ограничен шариатскими правилами и предписанием «аль-амр биль маааруф ва ан-нахьи ан мункар» (приказ одобряемого и запрет порицаемого). И именно отсутствие понимания «ихтиляфа», фактически является еще одной причиной, по которой часто срываются дискуссии между представителями уммы. Поэтому именно термин «ихтиляф» (разногласия среди ученных в правовых второстепенных вопросах) являются термином, отражающим допустимое разнообразие в отличие от термина «плюрализм», который противоречит идеям Ислама.

Что касается осознанного либо неосознанного принятия этого термина мусульманином, то в этом кроется большая опасность – в конце концов, это может обернуться его беспринципностью и утратой собственных позиций.

В завершении хотелось бы отметить, что попытка устроения мира на принципах плюрализма весьма радует человека с яркими секулярно-демократическими взглядами, но когда мусульманин говорит, что она «ЗА» плюрализм, он должен понимать, что автоматически он «ЗА» свободное и неизменное существование рядом с собой граждан любой ориентации. И в политическом аспекте, и религиозном, и даже сексуальном. Такова природа этого термина.

Лутфие Ремзи къызы