Довольно часто в дискуссиях на тему о необходимости преобразования нашей жизни озвучивается мысль, обобщенный вариант которой можно выразить фразой – ВРЕМЯ ДИКТУЕТ СВОИ ПРАВИЛА. Людей, оказавшихся во власти этой мысли, охватывает патологическая боязнь отстать от современных тенденций. Поэтому они всеми силами стремятся максимально соответствовать идеалам современности, ставшей сегодня синонимом развития, продвинутости, цивилизованности.

«Но разве это плохо, пользоваться достижениями цивилизации?» - спросит читатель. Нет, не плохо. Огромные преобразования, величайший прогресс в развитии предметного мира улучшающие качество нашей жизни можно только приветствовать. Опасность подстерегает нас в другом.

Дело в том, что всепроникающий характер изменений во времени, помимо предметного мира, охватывает еще и мир идеальный (от греч. «idea» — образ, идея), т.е. мир ценностей, взглядов, убеждений. Действительно ли все изменения, происходящие с течением времени оказывают на нашу жизнь позитивное воздействие?

Представления о ценностях различны у разных людей, социальных общностей, они изменяются со сменой поколений и эпох, зависят от многих обстоятельств обусловленных социальной средой и временем, в котором живет человек. Надо сказать, что принятие подобной точки зрения – путь исключительно тупиковый для нас – мусульман, так как основа мотивации социальных действий людей - их представления о ценностях. Следует сказать, что при этом происходит подмена понятий и приоритетов. Благо - почти синоним «ценности», то, к чему стремится человек, то, что ему нужно, то, что имеет для него определенный положительный смысл. Возникает вопрос. Благо ли для нас принятие несовместимых с нашей религией критериев оценки поступков людей с точки зрения их допустимости или запрещенности? Благо ли для нас принятие в качестве эталона «цивилизованности» свободный образ жизни, вседозволенность?

Сегодняшняя ситуация не выглядит обнадеживающей. Реальным результатом демократических «преобразований», насаждения культа индивидуализма, аморальности - стало изменение стереотипов поведения, разрушение самобытности нашего народа. В таком обществе отсутствует место для действительных исламских ценностей. Один Аллах знает, каким еще изменениям подвергнется мораль, и какие еще уродливые формы она приобретет. Неужели мы, покорно следуя веяниям времени, не желая отставать от «современных тенденций», должны будем освоить ту новую мораль? Как когда-то приняли нынешние ценности, чуждые и неприемлемые для наших предшественников.

Сегодня мы столкнулось, быть может, с наиболее острой проблемой – как сохранить нашу идентичность. Только обретя свой стержень, который не надо искать где-то там, за морями, мы сможем возродиться и состояться как самобытный народ.

Совершенно очевидно, что только религиозный фактор может сыграть важную роль в оздоровлении жизни общества. Необходимо использовать имеющийся огромный потенциал Ислама- вечные ценности – неподвластные времени.

Что касается практической стороны этого вопроса, то, разумеется, возникает необходимость в специальных институтах для регуляции взаимоотношений внутри этого общества, основной из них - государство и созданная им система норм и правил поведения людей. Но это не означает, что в условиях отсутствия государства основанного на исламских ценностях, мы должны сидеть, сложа руки.

Исторический опыт и практика убедительно доказывает, что институт общественного мнения имеет не меньшее, а порой и большее, влияние на индивидуума чем закон, и неотвратимость наказания. Человек, попадая под мощный пресс общественного мнения, не желая быть «белой вороной», за редким исключением, двигается по жизни в русле общественных норм и правил.

Следовательно, отдав все силы на формирование правильного общественного мнения, мы, ин ша Аллах, сможем решить целый комплекс проблем: восстановить преемственность поколений, возродить идентичность, преградить путь ассимиляции и консолидировать наш народ.

А.Селяметов

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.