В наше время, когда Ислам стремительно возрождается в Крыму (и не только в Крыму), иногда можно услышать сетования на некое «арабское влияние», на «коварные планы хитрых шейхов» по смене национальной идентичности того или иного народа (в данном случае крымских татар), о «нетрадиционном Исламе», якобы экспортируемом из Саудовской Аравии или иной арабской страны, о «неуважении традиций и обычаев предков» со стороны соблюдающих мусульман, о «разделении народа», о том, что «арабы вам платят», в общем – о ползучей арабизации «наивной молодежи»…
Во-первых, часто бывает, что когда у одного из дискутирующих нет вменяемых аргументов, которыми бы он мог отстоять свою точку зрения, то он начинает прибегать к разного рода уловкам, не имеющим никакого отношения к теме дискуссии. Почему-то в соблюдении предписаний Аллаха должным образом, в соблюдении Ислама в чистом виде, без привнесенных наслоений, некоторые видят какие-то национальные моменты. Но ведь Коран ниспосылался на арабском языке, и именно на этом языке Коран является речью Аллаха (и подавляющее большинство мусульманских ученых согласны с этим), Пророк Мухаммад (да благослови его Аллах и приветствует) был арабом, Аравия была тем местом, где Ислам зародился, окреп и распространился, в том числе и в Крым, в том числе и среди татар, до этого бывших частично язычниками, частично – христианами, азан и намаз читаются на арабском и только на арабском, знание арабского языка является необходимым условием для понимания тонкостей Шариата. И так было всегда: и при Пророке (да благослови его Аллах и приветствует), и при праведных халифах, и при Омейадах, и при Аббасидах, и при Османах!
Но все это абсолютно не означает стирания граней между народами, вошедшими в Ислам и их постепенной арабизации. Более того, ни Шариат, ни реальная действительность не говорят об арабизации народов, принявших Ислам. Пророк (да благослови его Аллах и приветствует) осуждал национализм, призывая «оставить эту мерзость времен невежества», говорил, что нет преимущества у араба перед неарабом и наоборот, кроме как в богобоязненности, что все мусульмане – братья, вне зависимости от этнического происхождения (вспомним хотя бы эфиопа Биляла и перса Салмана – сподвижников Пророка (да благослови его Аллах и приветствует)), что есть две нации – верующие и неверные и т.д. Если же обратиться к реальной действительности, то мы увидим, что персы, афганцы, турки, сомалийцы, индонезийцы, албанцы, боснийцы, узбеки, дагестанцы и другие народы войдя в Ислам не стали арабами, сохранили свою национальную идентичность и существуют до сих пор. Более того, существуют и такие маленькие этнические группы, как армяне-мусульмане, грузины-мусульмане, болгары-мусульмане… Почему же их не арабизировали? Тем более что во времена, когда многие из вышеперечисленных народов входили в состав Халифата, сделать их всех арабами было бы не сложно.
Во-вторых, разве является арабизацией отказ от некоторых народных обычаев и традиций, ничего общего с Исламом не имеющих и зачастую противоречащих ему? Даже если это кому-то и не приятно? Должны ли мы смотреть на довольство или гнев людей по отношению к нашим поступкам, или достижение довольства Аллаха и избегание Его гнева заслуживает большего внимания с нашей стороны? И разве не национальным вопросом нас пытаются разъединить?
И третье: почему-то сторонники традиций и борьбы с «арабскими новшествами» в упор не замечают русификацию, вестернизацию, украинизацию и христианизацию мусульман Крыма? Или бордели, пьяные оргии, гей-парады, Новый год с елкой – из культуры крымских татар? Неужели намаз и хиджаб страшнее для ревнителей традиций, чем лосины в обтяжку на девушках и солидный алкогольный (а у кого – и наркоманский) стаж у парней, чем супружеские измены и секс до брака? Не желая в Крыму Аравии, эти сторонники «старины глубокой» скоро получат тут Голландию. Сомневающиеся могут одним глазком заглянуть в «татарские» ночные клубы и рестораны – никаких отличий от подобных злачных заведений Европы и России. Свидетели Иеговы ведут среди татар активную работу, на крымскотатарском выпускается Библия и иная христианско-миссионерская литература, людей уводят в куфр (упаси Аллах нас от этого!) – но на это почему-то не обращают внимания «вожди народа». Но мы-то с вами должны думать???
Абдульгафар