Митинг в ХмельницкомВ последние месяцы исламофобия становится одной из наиболее актуальных форм ксенофобии в Украине. Исламофобия проявляется в форме публикаций в средствах массовой информации, искажающих образ Ислама и его носителей; в заявлениях политиков, формирующих образ «исламской угрозы» для мобилизации сторонников; и в распространенных в массовом сознании негативных стереотипах; и, наконец, в виде преступлений на почве ненависти, совершаемых в отношении мусульман (например, уличных нападений) и объектов недвижимости, имеющих отношение к исламской религиозной инфраструктуре (например, актах вандализма в отношении надгробий на мусульманском кладбище или поджогах мечетей). Участившиеся в последние месяцы нападения вандалов на мечети, а также общественные исламофобские кампании, которые зачастую увенчиваются успехом, заставляют внимательнее отнестись к этой проблеме, приобретающей все более заметные масштабы.

В значительной степени, в нашей стране в этой сфере проявляются глобальные общемировые и общеевропейские тенденции. Последние десять лет, с трагических событий 11 сентября, усилиями глобализированной телевизионной картинки и не всегда профессиональной и компетентной работы журналистов и комментаторов во всех западных (христианских в большинстве своем) странах усиливается восприятие Ислама как чего-то агрессивного, угрожающего, все более распространяются идеи о неизбежном, детерминированном конфликте цивилизаций. Ужасающие террористические акты, совершенные сторонниками экстремистских идеологий, в силу склонности человеческого сознания к упрощению и стереотипизации формируют у среднестатистического обывателя представления о тождественности Ислама и терроризма.

Кроме того, во всей Европе на восприятие Ислама накладываются проблемы с интеграцией новых иммигрантов, в значительной степени прибывающих из стран с мусульманским большинством населения. Объективные трудности в адаптации к новой среде, равно как и субъективная неготовность европейцев воспринять людей с непривычным для них внешним образом и стилем поведения препятствуют их социализации и ведут, в свою очередь, к дальнейшей маргинализации новых иммигрантов, способствуя, в том числе, к распространению в их среде как криминальных способов заработка на жизнь, так и радикальных религиозно-политических взглядов. Очевидно, что массовая миграция жизненно необходима неуклонно стареющей Европе. Однако массовое сознание требует простых решений для сложных вопросов, в силу чего на Западе набирают политических вес партии и движения, выступающие за ограничение миграции и эксплуатирующие откровенно исламофобскую риторику.

В Украине к этим глобальным факторам добавляются и свои – локальные. Если говорить об искаженном образе Ислама, формируемом средствами массовой информации и явлениями массовой культуры (такими, например, как художественные фильмы и сериалы), то на информационное пространство нашей страны оказывал (и продолжает оказывать, пусть и в меньшей степени) значительное влияние Россия. В информационном пространстве нашего северо-восточного соседа «образ врага» из мусульманина начал складываться еще в 1990-е гг. в связи с вооруженными конфликтами (в первую очередь – т.н. «первой Чеченской войной») на Северном Кавказе, а окончательно сформировался после трагических событий 1999 г. С точки зрения исламофобии, за последнее десятилетие в российском (и шире – русскоязычном, зависящим от российского) пространстве эта ситуация только усугубилась. В связи с внешней декоративной «стабилизацией» ситуации конкретно в Чеченской республике в «образе врага» российского массового сознания стала доминировать именно религиозная, а не этническая составляющая (в том числе эта информационная политика в России проводилась сознательно, в силу зашкаливающего уровня кавказофобии, достигшей такого масштаба в социальных настроениях, что она стала реально угрожать территориальной целостности страны), что, правда, никак не привело к снижению кавказофобии, но заставляет среднестатистического телезрителя (как российского, так и украинского) с подозрением относится к визуально-отличимым мусульманам.

Что касается миграционных процессов, то, с одной стороны, ситуация в Украине значительно менее конфликтная по сравнению как с европейскими странами, так и с Россией в первую очередь в силу незначительности реального количества мигрантов из мусульманских стран, как проезжающих транзитно через нашу страну, так и целенаправленно приезжающих к нам. Однако, с другой стороны, для мигрантофобии никаких реальных мигрантов и не нужно – речь в данном случае идет о настолько же «мифологизированной» угрозе, как и, допустим, «еврейская угроза» в патологическом конспирологическом сознании нацистов: для высокого уровня антисемитизма в обществе евреи совершенно не нужны. Мифологизированные, совершенно абсурдные, ни на чем не основанные и непонятно откуда взятые данные о заоблачном количестве мигрантов озвучиваются в Украине, в том числе и с самых высоких трибун. Поскольку все население страны смотрит все тот же телевизор, и видит там пугающую картинку с лондонских улиц (как и ранее – с парижских), и слышит (или читает) многочисленные безграмотные комментарии различных ничего ни в чем не понимающих комментаторов, безграмотных и плохо информированных журналистов, безответственных чиновников, думающих о собственном рейтинге политиков, и, наконец, просто воспроизводящих этот многоголосый бред бесчисленных блогеров – то не удивительно, что мигрантофобские (в значительной степени, окрашенные в исламофобские тона) стереотипы все шире распространяются и в нашей стране, в которой нет никаких объективных предпосылок для проблем, аналогичных тем, с которыми сталкивается Западная Европа. Украинские ультраправые все чаще копируют западную риторику, стремясь подражать европейским собратьям и несколько отойти от традиционного для радикальных националистов в нашей стране противостояния «русский имперский национализм – украинский этнический национализм». На мигрантофобских страшилках была во многом построена избирательная кампания Олега Тягныбока в ходе кампании по выборам президента Украины в 2010 г. (особенно – в южных и восточных областях страны, где традиционный украинский радикальный национализм имеет мало сторонников). Очевидно, что эту же тему будет «раскручивать» Всеукраинское объединение «Свобода» на парламентских выборах в следующем году. Показательным примером (весьма примечательным также логикой текста) в этом смысле являются листовки, которые активисты этой политической силы раздавали в ходе недавней акции в Хмельницком, направленной против строительства мечети в городе: «Строительство мечети в Хмельницком станет магнитом для нашествия нелегальных мигрантов. […] Мусульманская оккупация угрожает Украине […] Мы не допустим этого! Не будем спокойно смотреть, как на месте христианских церквей строятся мечети. Мы должны защитить украинскую христианскую культуру и наших детей от агрессии со стороны мусульман-иностранцев. Мы помним подвиги казаков, который с оружием в руках защищали нашу землю от басурман, который столетиям опустошали украинскую землю и гнали людей в рабство. Теперь настало наше время сказать твердое «Нет». Этот текст замечательным образом иллюстрирует целый ряд важных явлений, таких, например, как смешение образа «мигранта» и «мусульманина», абсурдно-мифологическое восприятие реальности, а также агрессивность риторики радикальных украинских борцов с фантомами собственного больного воображения. Однако давление улицы оказалось эффективным: горсовет отказался рассматривать вопрос о выделении земельного участка. Еще более триумфально для исламофобов закончилась аналогичная кампания (идеологи которой обосновывали свои требования не менее оголтелыми и абсурдными доводами) в Белой Церкви, где местная власть отменила ранее принятое решение о выделении земельного участка под строительство мечети. В последние месяцы похожие кампании имели место и в других городах, в частности, в Луганске.

В сфере, связанной с миграционными процессами и исламофобией, есть одна вполне реальная специфическая особенность Украины, также влияющая на обсуждаемую проблему. Именно в нашей стране находится небольшой полуостров, принявший после распада Советского Союза за две с лишним сотни тысяч репатриантов из числа депортированных в 1944 г. преступным сталинским режимом крымских татар и их потомков. Это, пожалуй, самая масштабная на постсоветском пространстве волна репатриации принесла с собой не только, пусть относительное, восстановление исторической справедливости, но и массу проблем, связанных с интеграцией крымских татар в довольно настороженно (чтобы не сказать – враждебно) настроенное общество.

Необходимо отметить, что сегодня важную негативную роль в происходящих на территории полуострова процессах играет ксенофобия со стороны доминирующего славянского населения по отношению к крымским татарам. К сожалению, можно говорить о целенаправленной антитатарской и исламофобской информационной кампании. В русскоязычных крымских изданиях в большом количестве публикуются материалы, которые можно назвать не просто некорректными или диффамационными (банальные сплетни), но и прямо разжигающими межнациональную рознь. Многие популярные местные издания формируют у читателя картину какого-то просто эсхатологического противостояния между «носителями православной цивилизации» и «мусульманами».

Претендующая на рациональную обоснованность, идеологизированная нетерпимость по отношению к татарам продуцируется в первую очередь носителями российско-православной «цивилизационной» ориентации. В прямом смысле этого слова, за редким исключением, речь не идет о сознательных русских националистах; крымская ситуация несколько сложнее. Для того, чтобы объяснить самим себе, каким образом они оказались в чужих домах после депортации крымскотатарского народа в конце Второй мировой войны, бывшие жители воронежской области или военные пенсионеры, будучи носителями советской идентичности в первую очередь, волей-неволей «вписывают» локальные конфликты в глобальную картину «столкновения цивилизаций», при которой любое противоречие между носителями «христианской» и «мусульманской» идентичностей воспринимается как что-то «естественное», неизбежное в силу причин онтологического характера. В силу этой специфики в Крыму – украинском регионе с наиболее сложной сегодня этно-конфессиональной ситуацией – исламофобия в массовом сознании занимает особенное место.

В силу личного интереса, научной специализации и гражданской позиции я на общественных началах не первый год занимаюсь мониторингом и анализом проявлений ксенофобии в Украине. В последние месяцы я зафиксировал целый ряд преступлений на почве ненависти, имеющих ярко выраженный исламофобский характер. Осторожно, на уровне гипотезы можно выдвинуть мало радующее нас предположение о том, что исламофобия в нашем обществе растет. Пожалуй, строго говоря, я не могу уверенно говорить о росте количества проявлений ксенофобии, поскольку у меня нет ресурсов для полноценного системного мониторинга с региональной составляющей, поэтому я не могу быть уверен, какое количество криминальных проявлений ксенофобии не попадает в поле зрения моего мониторинга и, стало быть, с моей стороны будет некорректным интерпретировать его данные в терминах динамики.

В первую очередь, речь идет об участившихся случаях вандализма (в том числе – поджогов) в отношении мусульманских культовых зданий и исторических памятников в разных регионах Украины. Кроме того, в последние полгода, после трехлетнего спада, фиксировавшегося с весны 2008 г., снова фиксируется рост нападений на почве ненависти (похожие на период осени 2006 – начала 2008 гг.). Конечно, в ряде случаев (когда речь идет о нападениях уличных неонацистов на представителей народов, исповедующих Ислам) сложно определить, идет ли речь именно о ксенофобии по отношению к носителям определенных религиозных взглядов, или о расизме, проявляющемся по отношению к человеку с отличным от большинства населения страны внешним видом. Однако в современной неонацистской интерпретации исламофобия, мигрантофобия и расизм тесно переплетены, поэтому такое четкое разграничение не только невозможно, но и не имеет особого смысла. В случае же актов вандализма можно вполне уверенно утверждать, что преступники четко отдавали себе отчет в том, что совершают незаконные действия именно в отношении мусульманского кладбища (или здания мечети).

Ниже я приведу далеко не полный, но показательный перечень криминальных проявлений исламофобии в Украине за последние полгода.

Вандализм

Предположительно в ночь на 17 сентября 2011 в селе Изобильное (оно же Рясне и Корбекуль) на окраине Алушты неизвестные вандалы разбили надгробный камень на мусульманской могиле.

В ночь на 13 августа 2011 года возле с. Новоульяновка (на территории Куйбышевского поселкового совета) Бахчисарайского района Автономной Республики Крым неизвестные вандалы разрушили надгробный камень другого мусульманского захоронения и выбросили его в находящийся рядом водоем. Кроме того, была сломана изгородь и две скамьи, находящиеся на территории погребения.

В ночь на 16 мая 2011 года в Октябрьском районе Харькова (ул. Ярославская, 31) был совершен поджог здания мечети. Неизвестные оставили на ограде мечети исламофобские надписи, после чего проникли на территорию и подожгли входные двери здания с помощью автомобильной покрышки. Огонь был оперативно потушен пожарными, приехавшими через 15 минут после вызова.

2 и повторно 9 мая в Сумах неизвестные нанесли нацистскую символику («классическую» ромбовидную свастику) на ворота строящейся мечети «Баркят» по адресу Белопольское шоссе, 4. Кроме того, черной краской была замазана мраморная информационная доска, прибитая к воротам мечети.

В ночь с 24 на 25 декабря 2010 года, согласно информации Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК), неизвестные злоумышленники подожгли здание недостроенной мечети в жилом массиве Жигулина Роща (поселок Мирный) в Симферопольском районе (Автономная Республика Крым). По оценке ДУМК, материальный ущерб составил более 100 000 гривен. 12 января 2011г. отдел по связям с общественностью Главного управления МВД Украины в Автономной Республике Крым сообщил, что милиция не будет возбуждать уголовное дело по факту произошедшего в конце 2010 г. поджога недостроенной мечети вблизи села Мирное Симферопольского района. В феврале прокуратура Симферопольского района Автономной Республики Крым отменил решение Симферопольского ГВ ГУ МВД Украины об отказе в возбуждении уголовного дела по факту поджога недостроенного здания мечети в жилом массиве Жигулина Роща, произошедшего в ночь на 25 декабря 2010 г. Республиканская прокуратура направила материалы на повторную проверку. Вскоре была обнародована информация о том, что уголовное дело было возбуждено.

 

Нападения

Ниже перечислены случаи, которые в силу имеющейся у меня информации я однозначно расцениваю как преступления, совершенные на почве ненависти. В силу описанных выше сложностей, довольно трудно было выбрать из всех случаев, попавших в поле зрения моего мониторинга, такие, которые точно можно расценить как исламофобские. Критерии, по которым некоторые случаи попали в выборку, приведенную ниже, довольно формальные: гражданство страны, подавляющее большинство населения которой исповедует Ислам (так, сомалийцы попали в эту выборку, а нигерийцы, например, нет, как и граждане Индии). Я осознаю уязвимость такой типологизации, однако моей целью в данном случае было не составить исчерпывающий, полный и максимально точный список, а дать общее представление об актуальных тенденциях. Грубо говоря, речь идет об иллюстрации, а не о статистике. Более подробные и точные данные, в том числе статистические, можно найти по ссылке, приведенной выше.

15 июля 2011 года в Киеве возле станции метро «Лукьяновская» неизвестный молодой человек на улице стал оскорблять и угрожать избиением беженцу из Афганистана. Хотя угрожавший размахивал палкой, дальше словесных оскорблений дело не зашло.

1 июня в Симферополе религиозная девушка-мусульманка 1991 г.р. в традиционном платке, прячась от дождя, спустилась в подземный переход в районе Куйбышевского рынка. Вдруг навстречу ей вышел мужчина и нанес ей резкий удар в подреберную область. После возмущения стоявших рядом женщин нападавший скрылся в толпе.

Как и случай, произошедший днем ранее (см. ниже), насколько можно судить, нападение было связано с распространенным ранее в СМИ клеветническим обвинением группы крымских мусульман в убийстве молодой девушки на почве религиозной ненависти. Напомню, что статьи с характерными типа «В Крыму исламисты на смерть забили девушку камнями по законам шариата» начали появляться в прессе 27 мая. Представители правоохранительных органов решительно отрицали религиозный характер преступления. Насколько можно судить, исламофобская «утка» была вброшена в СМИ депутатом Бахчисарайского горсовета, активистом казачьего движения Сергеем Юрченко.

31 мая в Симферополе на перекрестке улиц Москалева и Широкая возле старого кладбища группа из четырех мужчин напала на крымскую татарку, религиозную девушку в 1980 г.р. в мусульманском платке. Сначала распивавшие перед этим спиртные напитки мужчины в грубой форме потребовали у девушки, что бы она сняла платок, а после отказа напали. Жертву ударили бутылкой из-под пива по голове, толкали и сорвали с ее головы платок. При этом нападавшие оскорбляли религиозное достоинство пострадавшей, утверждали, что мусульмане недостойны жизни. Нападавших вспугнул остановившийся и вмешавшийся водитель проезжавшей мимо машины.

25 мая в Харькове группа молодых людей напала на двух мужчин, выходцев из Иордании.

23 мая в Парке Тараса Шевченко в Харькове группа из 8 – 12 молодых людей (некоторые – в масках) совершила нападение на трех студентов из Ирака и избили их.

26 марта в Могилеве-Подольском Винницкой области сотрудники милиции задержали этнического азербайджанца, гражданина Украины Фирдоуси Сафарова. Начальник местной милиции подполковник Василий Шрамко, находясь в штатском, невооруженной жезлом рукой остановил автопоезд, тянувший на металлолом старый фургон, принадлежащий местному предпринимателю Фирдовси Сафарову. «Для выяснения обстоятельств» Сафаров был силой доставлен в райотдел и избит (пьяным, по показаниям ряда очевидцев) В. Шрамко. В райотделе, по утверждению ряда свидетелей и самого Сафарова, его избивали, унижали и запугивали несколько часов подряд. По словам потерпевшего и свидетелей, единственной причиной для агрессии было этническое происхождение жертвы. Через несколько часов после задержания из отделения милиции с сотрясением мозга, ушибами и многочисленными гематомами его забрала машина «скорой помощи». Сотрудники МВД утверждали, что мужчина, задержанный без документов на машину, оказывал сопротивление милиции.

В июле суд оправдал Ф. Сафарова, а уже в августе прокуратура возбудила уголовное дело в отношении сотрудников милиции.

18 марта в пригородной электричке в Киевской области три человека в состоянии алкогольного опьянения напали на искателя убежища из Сомали.

17 марта в Киеве на ул. Большая Васильковская было совершено нападение на студента из арабской страны.

23 февраля в поезде Ужгород – Киев был избит уроженец Сомали.

К сожалению, эмпирические данные, полученные по результатам мониторинга, свидетельствуют о том, что исламофобия становится одной из наиболее актуальных форм ксенофобии в нашей стране. Как криминальные ее проявления, так и общественные кампании, реально влияющие на принятие решений органами власти на региональном уровне, заставляют общественность всерьез задуматься о мерах, которые могли бы, пока не поздно, способствовать улучшению ситуации.

Вячеслав Лихачев