Наступил благословенный месяц Рамадан. Мусульмане всего мира с нетерпением ждали это благодатное время. В эти дни мусульмане проводят время в посте, стремясь своими делами заслужить довольство Аллаха. В этот месяц мусульмане стремятся больше времени находится в мечетях, организовывают ифтары, читают коллективные намазы.
В один из таких дней, 10 сентября 2009 года, в селе Журавки, был организован ифтар. Организатором ифтра выступил Хаджи Исмет Меметов, житель этого села. О подготовке к этому мероприятию Асан Асанов, председатель религиозной общины «Авдет» в интервью нашему корреспонденту, сказал: «Хаджи Исмет неделю назад пришел ко мне и говорит: «Я буду делать ифтар в джами». Я ответил: «Двери джами для всех открыты» - и оказал посильную помощь в подготовке мероприятия». «Пригласили всех. Кого он (Хаджи Исмет агъа) попросил пригласить, я всем сказал», - рассказал Асан агъа.
Пришло время ифтара, на котором собралось около 150 человек: старики, молодежь, женщины и дети жители села Журавки и близлежащих сел. Во дворе кипели казаны с едой. Праздничные столы были накрыты. Все было готово к началу ифтара. Атмосфера праздника наполнили двор мечети и саму мечеть. Лица постящихся мусульман озаряла улыбка, и ни что ни предвещало беды.
После того, как муэдзин прочитал азан, мусульмане, завершив пост, совершили коллективный намаз и сели за столы. К тому времени было подано первое блюдо - наваристая шурпа.
В это время во двор мечети, где находился Хаджи Исмет агъа и несколько мусульман, ворвалась группа людей, в количестве около 20 человек, держа в руках арматуры, дубинки и топоры.
Кто-то из этой группы спросил: «Где имам (мулла)? Где ваше разрешение сельского имама (муллы)? Почему без разрешения имама вы делаете ифтар в джами?». На что организатор ифтара, Хаджи Исмет агъа сказал, чтобы они позвонили имаму и узнали где он. В ответ на это молодчики с криками: «Бей их! Ломай их! Мочи их! Убивай их! Бей всех подряд!», набросились на Хаджи Исмета агъа и принялись избивать его. На помощь Хаджи Исмету агъа кинулись несколько мусульман, находившихся во дворе мечети, которых нападавшие тоже начали избивать, используя куски арматуры и дубинки.
На крик и шум из здания мечети начали выбегать мусульмане. Увидев это, нападавшие, побросав куски арматуры, дубинки и топор, принялись убегать к ждавшим неподалеку машинам, на которых и скрылись с места преступления.
Во дворе осталось несколько человек, получивших сильные травмы, и только благодаря тому, что с мечети выбежали на помощь мусульмане, они остались живы. Сам Хаджи Исмет агъа получили сильную черепно-мозговую травму от ударов по голове. Другому пострадавшему Тимуру агъа разбили голову, и из раны сильно лилась кровь. Юсуфа били по голове арматурой, но он успел прикрыть голову рукой, в результате чего получил травму руки. Эрнест агъа в результате нападения получил травму лица. Он получил рвано-ушибленную рану носа и губы и ему выбили зуб . Другие пострадавшие получили травмы разной степени тяжести.
Сразу после этого был сделан звонок в отделение милиции и сообщено о случившемся событии, была вызвана машина скорой помощи, для оказания помощи пострадавшим.
На место происшествия приехал начальник милиции Кировского района и его заместитель, которые выслушали свидетельство потерпевших мусульман, истекающих кровью. Этот разговор продолжался до приезда машины скорой помощи, на которой были госпитализированы пострадавшие.
Асан агъа
Дело в том, что Хаджи Исмет неделю назад пришел и попросил: «Я буду делать ифтар в джами», т.е. попросил разрешение. Я как председатель не могу же этому отказать. Двери джами для всех открыты. Пригласил всех, кого он попросил, я всем сказал.
Я пришел перед азаном. Намаз прочитали перед ифтаром и сели есть. Уже почти поели. На улице шум-гам. Выбежали. Там типа драки. Саму драку я не видел, но видел Исмета, он упал. Оджа (учитель из Турции – прим. ред. ) позвонил, там его дети были. Я детей взял, они плакали. Отвез их, когда вернулся, здесь большое скопление людей. Конечно, было неприятно.
Все мы – мусульмане, но, не понимая друг друга, творим такие вещи. Это очень плохо конечно. Ифтар может любой делать и нужно делать, но во время ифтара такие стычки или какие-то междоусобицы. Это не очень хорошо.
Корр.: Вы хорошо знаете Хаджи Исмета агъа?
А.А.: Мы с самого начала вместе.
Корр.: Как к нему джамаат относится?
А.А.: Нормально. Он очень много помогает мечети. Мы с самого начала вместе строили эту мечеть.
Шевкет Киямов
Ш.К.: Адым Шевкет Киямов. Мен бу ерде, бу койде он йылдан берли меджлис реисийим. Ве бу сельсоветте де он йылдан берли миллетлер арасы мунасебети мутехассысы (специалист по межнациональным отношениям) оларакъ чалышам. Бу койде де 20 йылдан берли яшамакътайым. Койдеки чокъ инсанларны билемиз, таныймыз, аджы Исметни де таныймыз, билемиз. Тюневин къавга-шаматаны чыкъаргъан инсанларны да билемиз.
Тюневин акъшам, ифтар заманында, шу Салединовлар, агъа-къардашлар, коюмизге келип, ифтар олгъан ерге келип, джамиде пек буюк шамата котердилер. Чиркин иш яптылар. Эллерине таякълар алып, бизим анда тургъан инсанларымызнынъ башларыны ярып, къанатып къачтылар. Меселенинъ насыл олгъаныны корьген чокъ шаат (свидетель) та бардыр.
Р.И.: Бундан эвельси, бунъа охшагъан мерасимлер кечирильдими?
Ш.К.: Бундан эвельси де кечириле эди. Ифтарлар бериле эди. Кечкен йыллары да пек гузель ифтарлар берильди.
Буларнынъ Аджы Исметке япкъанлары биринджи сефери дегиль. Кечкен йылы, Джума намазына азырлыкъ корип келип отургъанымызда, Аджы Исмет те, Аллах рызасы ичюн, эр кеснен берабер намаз ибадетини къылмагъа кельди. Олар джамининъ къапысына турдылар ве: «Сен джума намазына кирмеджексинъ!»- деп, къавгъа-шамата котердилер. О вакъытта ойле дава олып кечти. Мен де о вакъыт бар эдим. Бу сефери исе, башындан сонъуна къадар корип оламадым, чюнки джемаат чокъ эди. Олар бирден апансыздан шамата котерип, эмен къачтылар. Бу бир провокация эди!
Р.И.: Сизден башкъа дин джемиеттен, я да башкъа джемиетлерден адамлар бар эдими?
Ш.К.: Мен беш вакъыт намазлары ве джума намазыны къалдырмайым. Озюм эм де дин джемиетининъ азасы олам.
Ондан да гъайры анда да дин джемиетининъ реиси де бар эди. Бу оладжакъ ифтар джума куню джемааткъа илян этильген эди: «Джемаат, мына бу куню мен ифтар бермеге ниетленген эдим».
О куню де, Мамбет деденинъ апайынынъ алты айы экен (ред. «Аллах рахмет эйлесин!»), дуанен анъмагъа истеген. Базы инсанлар о куню дуагъа кетти. Дуадан сонъ келип теравих намазыны къылып алдыкъ.
Р.И.: Аслында джамиде бойле мерасимлер, ифтарлар кечкенде, джемаат насыл бакъа? Къаршы чыкъа, ёкъса разымы?
Ш.К.: Джемаат мытлакъа бунъа къол тута. Эльхамдулиллях, эпимиз муслюманмыз! Биз артыкъ Ана Ватангъа кельдик, динимизни, урф-адетлеримизни тиклемек ичюн къол тутамыз. О куню мен къазанлардан (казанские татары) да кельген джемаатны корьдим.
Р.И.: Амма макъсатлары недир? Не тюшюнесиз? Бу котек-къавгъанынъ макъсады, ниети недир?
Ш.К.: Макъсат меселесине кельгенде…
Бизим истегимиз, бутюн яшларымыз, бутюн джемаатымыз Аллаху Теалянынъ буюргъаныны япып, Мухаммед Мустафа (с.а.в.) косьтергени киби яшамагъа, Ислям динини кутьмеге истеймиз. Инсанлар джума намазына не ичюн келе? Анда Аллаху Таалягъа сыгъынмакъ, ибадет япмакъ, бирлик-мабетлик олмакъ ичюн келелер.
Энди бакъынъыз, о инсанлар, биринджи сеферлеринде джума куню кельдилер. Къавгъа-шамата котерип, Аллах ёлунда олгъанларны котеклемеге ниетлендилер! Бу сефери исе, бутюн джемаат бу мубарек Рамазан айында, бирлик мабетлик, бир бирине сайгъы, севги, иззет косьтерип топлангъанлары вакъты, эллерине таякълар алып котеклемеге кельдилер.
Нетиджесини исе, эр биримиз озю де чыкъарып олур: «Не ичюн буны яптылар? Бу кимге керек? Бир муслюманларнынъ башкъа муслюманларнен къавгъа этмеси кимге керек? Бир къырымтатарнынъ башкъа къырымтатарнен къавгъа этмеси кимге керек?»
Пек гузель билемиз ки, бу къырымтатар муслюманына душман олгъан бириси ичюн керек!
Марат
Я коренной житель этого села и главного пострадавшего человека (Хаджи Исмет агъа – прим. ред.) знаю более 20 лет. Я его знаю только с положительной стороны. Человек он очень доброжелательный и очень любящий помочь. Тем не менее, произошел неприятный инцидент в нашей мечети села Журавки. Собрались много соблюдающих Ислам людей на ифтар. Исмет агъа устроил здесь благотворительный ифтар. В то время, когда произошел этот инцидент, мы находились на улице, помогали в раздаче пищи, потому что казаны стоят на улице. В воротах, из темноты появилась группа людей. Как я разглядел, это были братья Салядиновы и рядом с ними еще находились люди.
Исмет агъа спускался с лестницы. Они спросили его: «Где мулла джами?» и, не дожидаясь ответа, нанесли в лицо удары кулаком. Я в это время находился рядом и пытался защитить Исмет агъа. Но меня оттолкнули, и я упал с лестницы, а они побежали в нашу сторону. Дело в том, что во дворе мечети было три-четыре человека, большинство людей находилось в мечети.
Я в темноте разглядел дубинки, железную арматуру, чаки (две палки, связанные цепью). Они очень агрессивно делали нападки на людей, которые находились здесь. Сопровождая это оскорблениями, и высказываниями: «Убивайте их! Ломайте их!». Я очень сожалею за них, что они так себя повели, потому что человек, который верует в Аллаха, боится его наказания. Неужели эти люди не боятся гнева Аллаха, потому что гнев Аллаха очень суровый? Если Аллах ниспошлет наказание, то его не сможет защитить никто в этом дунья.
На крики из мечети выбежали мужчины, молодые люди. Нападавшие, видя такое количество людей, трусливо убежали, т.е. те люди, которые пытались выставить себя героями, трусливо убежали.
Корр.: Были ли подобные инциденты в этом селе раньше?
М.: Подобный инцидент в этом селе происходил до этого. К сожалению, я не могу сказать, когда это было, т.к. не был непосредственным свидетелем этого. Тем не менее, инцидент уже был. Нападки от этих людей уже были и именно в адрес Исмет агъа.
Корр.: Нападавшие были местными жителями?
М.: Да у нас недалеко есть село, которое примыкает к нашему и называется Маковка. Большинство из них (нападавших – прим. ред.) проживают там. Есть такие, которые живут в селе.
Сервер, с. Приветное
Вчера у нас был ифтар, на котором Исмет пригласил нас на ифтар в свое село. Я вместе с женой приехал в ответ на приглашение. Когда сели кушать, услышали крики со двора, вижу – люди начали выбегать во двор мечети. Когда выбежал, то увидел, как группа людей убегает от мечети к машинам на центральной улице.
Я думаю, что они специально пришли в мечеть, где собралось более ста людей, для того, чтобы показать, что мы хотим ссоры с ними. Получилось наоборот. Они пришли, избили, сели в машины и убежали.
С Кировского, с Яркого Поля и местные жители – все, кто занимается продажей наркотиков, собрались в течение 50 минут, и это указывает на то, что им было известно о том, что будет происходить. Я вижу проблему в том, что Ислам является первым врагом для тех, которые занимаются продажей наркотиков. Потому что молодежь, которая пойдет в Ислам, откажется от их зелья и их бизнес сгорит. Поэтому они делают такие дела, чтобы оттолкнуть людей от Ислама. Чтобы люди не ходили на джума, не читали намаз. А то, что они ходят по барам, на это закрываются глаза. Они будут делать так до тех пор, пока не уберут людей, которые ими руководят, т.к. они действуют не по своей инициативе.
Они сделают все что угодно за дозу. Здравомыслящий человек не придет в мечеть, видя, что там столько человек, которые его (Хаджи Исмета агъа – прим. ред.) поддержат. Люди, которые были в джами, могли бы все село перевернуть. Но у нас задача призвать людей к Исламу, а не отвечать на их зло злом.
Хаджи Исмет агъа
Все мы – мусульмане, Хвала Аллаху. Вы – тоже мусульмане (говорит Исмет-агъа, обращаясь к заместителю начальника милиции Кировского района - прим. ред.). Наше возвращение к Аллаху. За эти поступки будем отвечать все. Которые они совершили, и которые вы будете совершать. Они пришли, сделали и ушли. Здесь ложь проходит, но перед Аллахом она не пройдет! Они пришли и начали это делать, я всячески старался остановить их. Как бы там не было, они мои братья-мусульмане. Я, по крайней мере, так считаю. Но их поступки я все-таки хотел остановить. Здесь тоже много моих братьев. Я за всех уверен, что никто просто так не смотрел бы. Если бы эти ребята вышли бы и тем же начали отвечать, что бы здесь было бы? Хвала Аллаху, что эти ребята еще не вышли. Сегодня этим методом, которым они отвечают, если мы ответим, что будет.
Вы должны подумать над этим. Вы тоже, Хвала Аллаху, мусульмане. Не смотря на то, что нами стоят неверные, вы должны на эти вещи трезво смотреть. Этих молодых людей надо просто остановить. Они головой не думают, а думают другим местом. Мы когда предстанем перед Аллахом, не пройдут совершенные ими дела. Удары, один другой – это ничто, понимаете. Было и хуже. Однако приходить сюда и совершать «беспредел» – это не дело.
Если мы что-то неправильно делаем – то, что Аллаху неугодно – пусть укажут на то, что мы не так делаем. Посмотрим, что мы делаем не соответствующее законам Аллаха. Пусть придут и по-человечески сядут и по-человечески объяснят. Они – с одной стороны, мы – с другой стороны. Пусть объяснят, если мы виноваты, и неправильно что-то делаем.
Они этого не понимают, несмотря на то, что они уже не дети. Приходить сюда с арматурами и бить людей, действуя «по беспределу», что это такое?