itikaf

Слово итикаф в арабском языке означает посвящение себя чему-либо. Если этот глагол употребляют в связи с местом, это означает, что человек неотлучно пребывает в этом месте и постоянно находится там, а ма‘куф означает задержанный.

Упоминание итикафа в этом значении приводится в нескольких аятах священного Корана. Так например Всевышний Аллах говорит:

وَلَقَدْ آتَيْنَا إِبْرَاهِيمَ رُشْدَهُ مِنْ قَبْلُ وَكُنَّا بِهِ عَالِمِينَ (٥١)إِذْ قَالَ لأبِيهِ وَقَوْمِهِ مَا هَذِهِ التَّمَاثِيلُ الَّتِي أَنْتُمْ لَهَا عَاكِفُونَ (٥٢)

«Еще раньше Мы даровали Ибрахиму (Аврааму) верное руководство, и Мы были осведомлены о нем. Вот он сказал своему отцу и народу: «Что это за изваяния, которым вы предаетесь?»» (21:51,52).

هُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا وَصَدُّوكُمْ عَنِ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَالْهَدْيَ مَعْكُوفًا أَنْ يَبْلُغَ مَحِلَّهُ

«Они – те, которые не уверовали, не впустили вас в Заповедную мечеть и задержали жертвенных животных, не позволив им достичь места заклания» (48:25).

Существуют и другие аяты, где сообщается про итикаф, и все они проводятся в одном значении – посвящать себя чему-либо, предаваться. Это с точки зрения арабского языка. Как шариатский термин «итикаф» – это неотлучное пребывание в мечети какое-то время, в определенном виде с намерением приближения к Всевышнему Аллаху.

Итикаф – сунна, за исключением итикафа по обету – в этом случае он становится обязательным. О том, что это сунна, свидетельствует тот факт, что Пророк (с.а.с.) регулярно совершал итикаф ради приближения к Аллаху и снискания Его награды.

Где совершается итикаф?

Совершение итикафа происходит исключительно в мечети, по этому поводу приводится множество текстов, все их перечислять нет смысла, ограничимся приведением нескольких:

– Всевышний Аллах говорит:


وَلا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنْتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ فَلا تَقْرَبُوهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ

«Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, – быть может, они устрашатся» (2:187).

– От Али ибн аль-Хусейна передается, что жена Пророка (с.а.с.) Сафия (р.а.) сообщила ему, что «Однажды она посетила Пророка (с.а.с.) в мечети, когда он совершал итикаф в последние десять дней Рамадана. Она поговорила с ним некоторое время. Затем, когда собралась уходить, Пророк (с.а.с.) поднялся чтобы провести ее» (аль-Бухари).

– От Абу Саида аль-Хударий (р.а.): «Пророк Аллаха, совершая итикаф в мечети услышал, как некоторые громко читают Коран. Он приоткрыл занавес и сказал: «Каждый из вас взывает к своему Господу, так пусть же не беспокоит рядом находящихся. И не читайте (сбивая) перед друг другом повышая голос»» (Абу Дауд).

Все тексты, содержащиеся в благородном Коране и благословенной Сунне, обуславливают место проведения итикафа – мечеть, т.е. в одной из ее частей, которую мусульмане отвели специально для этой цели. При этом, не различая между видами мечетей.

В какое время года совершать итикаф?

Обязательный итикаф, то есть итикаф по обету совершается в соответствии с обетом, который дал человек. Если он дал обет совершать итикаф в течение одного дня, то он должен исполнить свой обет. И если он дал обет совершать итикаф длительное время, он должен совершить его.

Что же касается желательного (необязательного) итикафа, то его можно совершать в любое время, то есть в любые дни года. В шариатских текстах в этой связи не приводится никаких ограничений, либо подробностей, все они выглядят в общей форме.

Известно, что Пророк (с.а.с.) совершал итикаф в первую декаду Шавваля.

Аиша (р.а.) передает: «… И он отказался от итикафа в Рамадане и совершил его в первые десять дней Шавваля» (аль-Бухари, Муслим).

Конечно, лучше всего совершать итикаф в Рамадане.

Абу Хурайра (р.а.) передает, что Пророк (с.а.с.) каждый год в Рамадане проводил в мечети десять дней, а в год своей кончины он провёл там двадцать дней.

Так же превосходство совершения итикафа в последние десять дней Рамадана кроется в поиске ночи Могущества (Лейлят-уль-Кадр), и того вознаграждения, которое мусульманин может получить, если Аллах предоставит ему такую возможность застать эту ночь, что по благу не может сравниться ни с чем другим.

В какое время суток начинать итикаф и как долго он продолжается?

Пророк (с.а.с.) начинал свой итикаф после совершения утренней молитвы. Об этом открыто говорится в его хадисах: «…совершил утреннюю молитву, а затем приступил к итикафу», (аль-Бухари). В версии у Муслима: «Когда он (с.а.с.) желал вступить в итикаф, то сначала он совершал утреннюю молитву, затем заходил в итикаф». Действия Пророка (с.а.с.) в этом случае не указывают на обязывающий характер. Поэтому к итикафу можно приступить как после утренней молитвы, так и перед началом заката солнца, иначе говоря, его можно начать в любое время суток дня и ночи.

Нет ни одного шариатского текста определяющего сроки для итикафа, ни самое большое количество дней, ни самое малое, таким образом вопрос продолжает оставаться общим, не имея каких-либо ограничений. Следовательно, итикаф может продолжать как месяц, два, так и один час, или два.

Является ли пост условием для итикафа?

Итикаф является самостоятельным видом поклонения, и он не привязан к посту. Он будет считаться действительным, как если бы вошедший в итикаф мусульманин соблюдал пост, так и не соблюдал бы его.

В каких случаях можно покидать мечеть во время итикаф?

Неотлучно пребывающему в мечети человеку разрешается покидать ее с целью удовлетворения своих первостепенных нужд. Подобные действия не будут нарушать его итикаф. Эти нужды различны и зависят от каждого человека в отдельности, от сложившихся обстоятельств и т.д.. Например, если с наступлением холодной ночи, мусульманин выйдет из мечети, чтобы найти одеяло, или принести из дому вентилятор в невыносимо жаркий день, он имеет на это право и не заслуживает никаких порицай за свой итикаф. Мусульманин может, более того должен, покинуть мечеть, где он неотлучно находился, если в ней не совершается джумъа намаз, чтобы совершить его в другой мечети и это не портит его итикафа. Если, например ему сообщат, что с его сыном случилась неприятность, что он травмировался и нуждается в доставке в больницу, то находящийся в итикафе отец, может выйти из мечети, чтобы доставить сына в больницу и такое действие не будет портить его итикаф, и т.д.. Что же касается оставление мечети без веских причин, то это без всяких сомнений нарушает итикаф человека.

Такие действия как посещение больного, либо присутствие на джаназа намазе не являются первостепенными нуждами человека, чтобы находящийся в итикафе мусульманин покидал ради них свое место пребывания. Подобные действия являются мандубом, а ради совершения рекомендуемых действий, постоянно пребывающему в мечети с целью итикафа мусульманину, не разрешатся выходить.

Как правильно вести себя в мечети во время итикафа?

Неотлучно пребывающему в мечети желательно посвящать свое время молитве, чтению Корана, поминанию Аллаха, изучению и обучению религии Аллаха, и другим видам поклонения. Также ему необходимо отдаляться от слов и действий, которые его не касаются, сторониться споров, ругани, непристойных и бранных слов, и избегать многословия. Тот кто много говорит, тот много ошибается. В хадисе говорится: «К наилучшим проявлениям Ислама человека является оставление им того, что его не касается» (Сахих сунан ат-Тирмизи). Все это мусульманин не должен делать и в другое время, а во время неотлучного пребывания в мечети – тем более.

В последние десять дней Рамадана следует прилагать усердие в поклонении. Приведем и ограничимся некоторыми хадисами Пророка Аллаха (с.а.с.):

– От Аишы (р.а.): «В последние десять дней (Рамадана) Пророк Аллаха (с.а.с.) усердствовал (в поклонении) настолько, насколько этого он не делал в другое время» (Муслим).

– От нее же (р.а.) сообщается: «Когда наступали последние десять дней (Рамадана), Пророк (с.а.с.) проводил ночь в поклонении, будил свое семейство (ночью), усердствуя и затягивал свой изар (нижняя часть одеяния)» (Муслим, аль-Бухари).

    От Али (р.а.): «Когда наступали десять дней (Рамадана) Пророк (с.а.с.) будил свою семью, и затягивал изар». У Абу Бакра спросили (ибн Иъяш, один из передатчиков) что значит, затягивал изар? Он ответил: «Отстранялся от жен» (Ахмад).

Можно ли женщинам совершать итикаф?

Женщины наряду с мужчинами так же совершают итикаф. Сообщается от Аишы (р.а.), что «Пророк (с.а.с.) исполнял итикаф в десять последних дней Рамадана, пока не упокоил его Аллах, Всепочитаем Он и Всеславен. И после него (точно также) исполняли итикаф его жены» (аль-Бухари, Муслим). От Амра бин Абдуррахман, от Аишы (р.а.) передается что «Посланник Аллаха, упомянул о том, что будет последние десять дней Рамадана совершать итикаф, тут Аиша попросилась быть вместе с ним, и он позволил ей. Затем Хафса попросила Аишу, разрешить ей тоже принять участие, на что она дала согласие. Когда же эту картину увидела Зайнаб бинт Джахш, то тоже установила свою палатку». Далее передатчик сообщает: «Когда Пророк Аллаха (с.а.с.) совершал молитву, он заходил в свою палатку и тут обнаружив остальные палатки он (с.а.с.) спросил: «Что это?». Ему рассказали о случившемся, что это сооружения Аишы, Хафсы и Зайнаб. Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: «Что побудило их к такому благочестию? Я не намерен больше продолжать итикаф». Он оставил свой итикаф, когда же завершился пост, он провел в итикяфе десять дней месяца Шавваля» (передал аль-Бухари, Малик, Ахмад, ибн Хиббан, ибн Хузайма).

Вышеприведенные тексты говорят о дозволенности совершать итикаф женщинам, естественно, в отведенном для них с целью итикафа отдельном от мужчин в мечети месте. В частности второй хадис указывает на то, что женщине не следует вступать в итикаф, преждевременно не спросив разрешения своего мужа. Если женщина вошла в итикаф без разрешения мужа, то он имеет право вывести ее из мечети. Если даже она находится в итикафе с разрешения мужа, то все равно он может передумать и не разрешить ей, далее оставаться в мечети. Об этом говорит большинство ученых. И это правильно по той причине, что итикаф является рекомендуемым действием (мандубом), а если бы он был обязательным для жены, то мужу не дозволялось бы запрещать ее.

Также, если женщина замужняя, у нее есть маленькие дети, она ухаживает по дому, за мужем и детьми, то оставление итикафа лучше для нее, т.е. итикаф для нее непозволителен. Так как при столкновении ваджиба с мандубом, следует выполнять то, что обязательно и оставлять рекомендованное. Нет сомнений в том, что уход за семьей, мужем и детьми для женщины ваджиб и он первостепенной, чем исполнение рекомендуемого итикафа.

В наши дни эта сунна практически забыта, не только среди нас, а и во всем исламском мире. Мы не видим, как женщины сегодня совершают итикаф, да и среди мужчин исполнение этой сунны становиться редкостью. Мы не видим резонанса, общественного характера исполнения этой сунны, кроме как в предполагаемую ночь Лейлат-уль-Кадр, и может, наверное, кроме итикафа в короткий промежуток времени – час, либо два, так сказать пребывание в мечети с намерением итикафа, т.к. в этом наблюдается легкость.

Так будем же спешить к довольству Аллаха, к Его милости и к Его раю, к Его победе, и к успеху в этой и будущей жизни.

وَفِي ذَلِكَ فَلْيَتَنَافَسِ الْمُتَنَافِسُونَ

«Пусть люди соревнуются в этом» (83:26).

По материалам книги «аль-Джамиъ ли ахкям ас-Сыям», автор Абу Ияс Махмуд ибн Абдуллятыф ибн Махмуд (Увайда).

Муслим