haytarmaМногие из моих друзей, знакомых советовали посмотреть фильм «Хайтарма», объясняя, что фильм показывает нашу историю. Наконец, и я его увидел. Во время просмотра я стал больше понимать то, что пережили мои родители и весь наш народ. Я очень сожалею, что у крымских татар было такое трагическое прошлое, но еще больше я переживаю о его будущем. «Хайтарма», в переводе с крымско-татарского означает «возвращение». Эта мысль: «Возвращение куда?» стала беспокоить меня еще больше после просмотра одноименного фильма.

С детства я слышал рассказы взрослых про высылку, про трудности, которые преодолевали наши старики, женщины и дети в связи с депортацией, дальнейшей жизнью на чужбине, а точнее выживанием. Я постоянно думал: «А за что нас выслали?», «Было ли за что?».

Мы переехали в Крым в 1978 году, когда слова «прописан в Крыму» считались как большое достижение, как осуществление мечты всей своей жизни. Мы, конечно, очень долго мучились. У отца было два высших образования, за плечами труд руководителя в большом городе на большом предприятии. Но при всём этом, когда мы переехали его не брали ни на какую работу. В то время, для того чтобы устроиться на работу нужна была крымская прописка, но в то же время при прописке нужно было предоставить информацию о том, что тебя берут на работу. И в итоге получался замкнутый круг. Я думаю, все, кто находился в Крыму, «это время» хорошо помнят и понимают о чём я пишу. Я учился в средней школе и лично слышал наглые обвинения в мой адрес, что мой народ и я, вместе с ними, — предатели, что нам нет места в Крыму и мы должны уехать в «монголо-татарию», откуда мы приехали. Шли года, я рос и жил вместе со своим народом, переживая все эти трудности и унижения. В 1987 году я, тогда ещё молодой паренёк, вместе со многими представителями своего народа ездил в Москву, так сказать, добиваться правды. Мы добивались того, чтобы с нас сняли огульные обвинения, полностью реабилитировали, разрешили вернуться в Крым. Этой системой, со школьной скамьи во мне, как и во многих других, было воспитано ложное чувство долга перед родиной, перед государством. Я всю свою жизнь пытался разобраться: «Как же так?! Мы должны быть патриотами страны, которая так жестоко поступила с моими родными?! Мы вернулись на родину, но эта «родина» не признает наших прав!? Мы добились нашей цели — возвращения, к чему нам стремиться дальше?!».

Я искал ответы, но вопросов было слишком много. Хвала Аллаху, Господу миров, который дал мне возможность с помощью исламского подхода оценить эти и другие события совершенно другим взглядом и вдруг всё стало ясно и понятно.


فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُمْ مِنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلا يَضِلُّ وَلا يَشْقَى ١٢٣ وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى ١٢٤

«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123–124).

На мой взгляд, наша история — это наша скорбь, но и наше богатство. Ведь мы как народ должны помнить и не забывать нашу историю, знать наших предков, их жизнь, что они делали, чем занимались и тогда мы поймём в чём наше богатство. Почему нас не любят, не хотят, игнорируют, не доверяют? Сегодня есть мы — наследники тех предков, которые жили по Исламу, несли Ислам всем людям без исключения, решали все свои проблемы согласно Исламу, не «зацикливаясь» на национальностях. Мы сегодня переживаем такое же, если не худшее, отношение к себе как к народу. Только ненависть к нам ухищрено скрывается под масками демократии, интеграции, фондами содействия и это не весь перечень инструментариев. На самом деле, нас ведут на самоуничтожение как нации, как народа. Раньше объявляли нас предателями, сегодня — новые выражения, находят повод сталкивать нас друг с другом, поддерживая одних и, осуждая и унижая других.

Я думаю, нам, посмотрев назад в историю, нужно делать вывод о будущем, о жизни, о росте, о единстве. Мы мусульмане — крымские татары, у которых должен быть исламский взгляд на жизнь, на происходящие события. Нам как народу необходимо руководствоваться Исламом. Время не должно изменить наше представление о жизни. Только в этом понимании мы придём к успеху, к возрождению и возвращению нашего народа — если вернёмся к Корану и Сунне, к исламской идентичности. Мы должны понимать, что мы — мусульмане и на нас лежит огромная ответственность перед Всевышним за сохранение его религии. Ислам — это религия АЛЛАХА. Религия — это и есть руководство для жизни, для людей. АЛЛАХ — наш Создатель, Он дал нам, своим творениям, жизнь и указал дорогу по жизни. Мы имеем право выбора: либо должны руководствоваться Исламом, как показал наш любимый Пророк (с.а.в.) либо идти любой другой дорогой — социализм, капитализм и т.д. Поэтому, анализируя просмотренный фильм я уверен, что наше возвращение должно быть только к Исламу и не к чему другому.

 

 

Куламетов С.