Приближаясь к Всевышнему АллахуВ наше время в книгах жизнеописания Пророка Мухаммада (с.а.с.) содержится такой эпизод периода времени до возникновения Ислама.
Варака ибн Науфаль и его друзья – Убайдуллах ибн Джахш, Осман ибн аль-Хувайрис и Зейд ибн Амр ибн Нуфайль. Эти люди узрели, что поклонение идолам ничего общего с настоящей религией не имеет. Они часто собирались и задавались вопросом, каким же образом необходимо поклоняться Аллаху? Не желая оставаться равнодушными, каждый из них избрал свой путь поиска истины. Один укрепился в христианстве, последовал книгам, стал знатоком в религии людей, следовавших Писанию. Другой, придя к царю Византии, и заняв почетное место при нем, тоже стал христианином.

А вот пример третьего, заслуживает нашего внимания. Это Зайд ибн Амр ибн Нуфайль. Он не принял ни иудаизм, ни христианство, он отлучился от религии своего народа, удалился от идолов, отказался от употребления мертвечины, крови, жертвоприношений идолам и т.д. Он сказал: «Я поклоняюсь господу Ибрахима».

Из-за беспомощности и неимения возможности узнать Зайд, когда поворачивался лицом к Каабе внутри мечети, говорил: «Вот я предстал перед Тобой, воистину, воистину! Поклоняясь и становясь рабом. Я обратил свой взор к Тому, к Кому взывал о помощи Ибрахим!».

Потом он пошел искать религию Ибрахима, обращаясь к христианским монахам и иудейским священнослужителям, пока не дошел до Мосула и обошел аль-Джазиру всю (Северный Ирак). Потом пошел дальше и обошел всю Сирию, пока не пришел к одному монаху на холме в земле аль-Балька. Как утверждают, этот монах был самым сведущим в христианском вероучении. Спросил его о ханифии – религии Ибрахима. Монах сказал: «Ты требуешь такую религию, в которую сегодня никто тебя не может обратить. Однако настало время Пророка, который выйдет из твоей страны, из которой ты ушел. Он будет послан с истинной религией Ибрахима. Ты иди туда, он вот-вот будет послан. Настало его время. Он уже ознакомился с иудаизмом и христианством и ничто в них ему не понравилось». Когда монах это сказал, он поспешил в Мекку, дошел до середины земли Лахмидов, где на него напали и убили.

Дочь Са'ида ибн Зайда ибн Амра ибн Нуфайла и Омар ибн аль-Хаттаб, двоюродный брат Зайда, однажды спросили Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Можем ли мы просить Аллаха за Зейда ибн Амра?». На что Он ответил: «Да. Он будет воскрешен в Судный день как единственный в своем роде».

Любой человек окажется неправым, если сам для себя решит избрать ту, либо иную форму поклонения, в качестве служения Богу. Свидетельством этому послужил вышеприведенный эпизод жизни до исламского периода некоторых арабов, которые находились в преддверье, ожидании появления нового Пророка.

Те, из людей, кто искренне пытался найти правильность, оказывались в тупике по той лишь причине, что время нового Пророка еще не настало. Все они прекрасно понимали, что это единственная возможность узнать, каким должно быть именно то поклонение, форма которого в качестве известия должна быть сообщена новым Посланником от Бога. С этой целью в качестве увещателя и посланника был отправлен последний Пророк для всего человечества – Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует):


وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلا كَافَّةً لِلنَّاسِ بَشِيرًا وَنَذِيرًا وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لا يَعْلَمُونَ (٢٨)


«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (34:28).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) донес религию Аллаха до человечества в полном объеме и ничего не оставил без внимания:


الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإسْلامَ دِينًا


«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передавая нам Коран – речь Всевышнего выступал в роли первого толкователя и учителя. Каким образом следует понимать и исполнять содержимое этой Великой Книги. В этом отношении говоря о намазе, как о самом высоком акте поклонения, за который в первую очередь будет спрошен каждый человек, следует отметить, что Всевышний Аллах, приказал нам его совершать в обязательном порядке:


إِنَّ الصَّلاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا


«Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (4:103).

Каждый взрослый, находящийся в здравом уме мусульманин обязан совершать пятикратный ежедневный намаз. Чрезвычайно важно, чтобы мусульманин исполнял данную обязанность. Об обязательности совершения намаза говорит и другая сторона вопроса. О важности дела мы узнаем, судя по последствиям. А последствия совершения, либо оставления намаза велики. В первом случае – награда, как воздаяние за благое, во втором – мучительное наказание.


إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَأَقَامُوا الصَّلاةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ لَهُمْ أَجْرُهُمْ عِنْدَ رَبِّهِمْ وَلا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلا هُمْ يَحْزَنُونَ (٢٧٧)


«Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния, совершали намаз и выплачивали закят, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (2:277).


مَا سَلَكَكُمْ فِي سَقَرَ (٤٢) قَالُوا لَمْ نَكُ مِنَ الْمُصَلِّينَ (٤٣) وَلَمْ نَكُ نُطْعِمُ الْمِسْكِينَ (٤٤) وَكُنَّا نَخُوضُ مَعَ الْخَائِضِينَ (٤٥) وَكُنَّا نُكَذِّبُ بِيَوْمِ الدِّينِ (٤٦) حَتَّى أَتَانَا الْيَقِينُ (٤٧)


«Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убежденность (смерть)» (74: 42-47).

Учитывается вплоть до прилежного исполнения данного закона. И в этой связи могут быть затронуты самые глубинные, скрываемые в сердце, и никому кроме Аллаха и самого человека неведомые мысли и желания. Не зря особо отмечается в хадисах исполнение намазов утреннего и ночного. Насколько же тяжки они для лицемеров! Всевышний Аллах говорит:


إِنَّ الْمُنَافِقِينَ يُخَادِعُونَ اللَّهَ وَهُوَ خَادِعُهُمْ وَإِذَا قَامُوا إِلَى الصَّلاةِ قَامُوا كُسَالَى يُرَاءُونَ النَّاسَ وَلا يَذْكُرُونَ اللَّهَ إِلا قَلِيلا (١٤٢)


«Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их. Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» (4:142).

Сколько раз многие из нас могли быть свидетелями, когда молодые люди за полночь в пьяном виде, в барах или дискотеках попадали в неприятности. Их судьбы в дальнейшем ломались, а близкие переживали много горя. Причины мы не замечаем, либо не хотим замечать, так удобней. Объяснения находим в мелочах: кто, кому, какое слово кривое сказал, или плечом задел! А то, что в баре, за полночь к тому же в нетрезвом виде – это норма поведения каждого молодого человека. А кто не был молодым? – Выбрасываем мы отговорку. Выводы прошу читателя сделать самостоятельно. А мне остается сказать, что неприятности в таких местах находить – это закономерность, а вот если что и произойдет с молодым человеком, посещающим мечеть, то это уже случайность.

В этом то и кроется секрет смысла ниже приведенном аяте:


اتْلُ مَا أُوحِيَ إِلَيْكَ مِنَ الْكِتَابِ وَأَقِمِ الصَّلاةَ إِنَّ الصَّلاةَ تَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ وَلَذِكْرُ اللَّهِ أَكْبَرُ وَاللَّهُ يَعْلَمُ مَا تَصْنَعُونَ (٤٥)


«Поистине молитва удерживает от недостойного и порицаемого» (29:45).

Поэтому намаз это великое дело, что признают даже немусульмане. Как же они завидуют тому потенциалу в среде мусульманской молодежи, приверженной к Исламу, религиозно практичной, который постоянно растет. Молодой человек пять раз в день преклоняет колени перед Всевышним, это многое значит! Это о многом говорит! Своего рода это высшей степени самоконтроль. Остается это осознать только той части мусульман, которая, к сожалению, отождествляет себя с Исламом только лишь на словах, а на дела оставляет желать лучшего.

Мы не можем запретить дурным мыслям иногда приходить к нам в голову, но мы должны не позволять им гнездиться в нашем мозгу. И в этой связи в первую очередь наш помощник – намаз. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Та молитва, которая не препятствует совершению мерзкого и порицаемого, только отдаляет от Аллаха».

 



Муслим