1bВсем известно величие и могущество некогда великой Монгольской империи, которая за очень короткий срок смогла покорить необычайно огромные территории. Этой огромной империи даже удалось захватить столицу Халифата — Багдад и даже убить халифа мусульман. Однако, по воле Всевышнего Аллаха, произошел исторический нонсенс — завоеватели начали принимать религию завоеванных! После смерти Чингиз-Хана огромное государство начало погружаться в междоусобные войны. Единое государство начало делиться на множество Улусов (Орд), которыми правили Ханы. После нескольких поражений от мусульман, некоторые ханы начали принимать религию побежденных — Ислам.

Главная причина, как отмечают историки, по которой высшая монгольская аристократия начала обращаться в Ислам, было то, что монголы не обладали никаким культурным наследием, а основа их верований заключалась в мифических шаманистических обрядах. После ознакомления с Исламом сердца некоторых монгольских Ханов начали открываться для религии Аллаха — Ислам.

Одним из первых монгольских ханов, который принял Ислам, был Хан Берке. Принятие им Ислама наложило свой отпечаток не только на внутреннюю и внешнюю политику Золотой Орды. Письменные источники того времени неоднократно отмечают тенденцию к назначению на руководящие должности в Орде мусульман — выходцев из Хорезма и Волжской Булгарии. Как описывал Ибн Арабшах, Хан Берке пригласил к себе ученых из всех краев, да шейхов со всех сторон и концов, чтобы они научили людей уставам религии своей и указали им пути своего единобожия и правоверия. Но после его смерти, влияние Ислама стало ослабевать и пришло в забвение. Междоусобные войны разгорелись с новой силой…

Массовое распространение Ислама в Золотой Орде

Массовое распространение Ислама в Улусе Джучи (Золотой Орде) пришлось на период правления Хана Узбека (1312–1341 г.г.). Как сообщается в анонимном сочинении XV–начала XVI в. «Родословие тюрок»: «Когда с начала его султанства истекло 8 лет, то под руководством шейха мусульман Зенги-Ата и главнейшего сейида, имеющего высокие титулы, указующего заблудившимся путь к преданности Господу миров, руководителя странствующих и проводника ищущих Сейид-Ата, он (Хан Узбек) в месяцах 720 года хиджры (12.02.1320–30.01.1321)... удостоился чести принять Ислам... Из людей иля и улуса, которые были в тех странах большая часть удостоилась счастья принятия Ислама». После принятия им Ислама, мусульманским именем Узбека стало — Мухаммад.

Нельзя недооценивать тот вклад, который сделал Хан Узбек для всего центрально-азиатского региона, включая и Крым, в котором мы живем. Узаконив Ислам, как единственную государственную религию, Хан Узбек начал проводить широкомасштабные реформы по внедрению Ислама во все сферы жизнедеятельности человека.

Реформы, проведенные Ханом Узбеком

Главным достижением Хана Узбека следует считать создание четкой, эффективно работающей системы государственной власти и управления, утверждение единого порядка и дисциплины на всей огромной территории Золотой Орды.

28 лет его правления исследователи называют золотым веком Золотой Орды, временем ее наивысшего политического и экономического расцвета, подъема военной мощи и градостроительства, укрепления международного авторитета. В Поволжье, Крыму, Хорезме и на Северном Кавказе при нем были построены многочисленные города и ремесленные центры, ставшие местом сосредоточения и распространения уникального симбиоза золотоордынской цивилизации.

Ему удалось ликвидировать феодальные распри в Орде и добиться её подъёма. Огромное значение новый хан придавал городам — с его именем связано строительство новых и украшение старых. Столица была официально перенесена из Сарая в выстроенный Сарай аль-Джадид (Новый город). Развитие городов было связано с поощрением внутренней и внешней торговли.

Власть хана Узбека имела одинаковую силу во всех его владениях. Очевидцы сообщали, что путь караванов из Хорезма в Крым составлял три месяца, причем не было нужды брать проводников или везти фураж для лошадей, так как все необходимое можно было купить у населения.

На монетах после имени хана появляется благопожелание: «Да продлит Аллах его правление». Это указывает на ту любовь, которую питал народ к этому Хану. На булгарских, мохшинских и последних крымских монетах Узбека помещается тамга, в то время как монеты, выпущенные в Сарае и Хорезме, тамги не имели. В Крыму в 720 г.х. чеканится последняя серебряная монета хана Узбека.

«Город Сарай (один) из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами... В нем 13 мечетей для соборной службы. Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей», — писал о столице Золотой Оpды путешественник Ибн-Батута. Повсеместное возведение пятничных мечетей в новых золотоордынских городах свидетельствовало о целенаправленной политике исламизации государства. Мечети становились оплотом Ислама во всех крупных городах и делали их настоящими центрами мусульман.

С принятием Ислама как официальной государственной религии ханская власть в Улусе Джучи получает принципиально новое толкование. В силу вступает характерный для Ислама принцип слияния светского и духовного, что означает обязанность правителя следить за правильным ходом всех сторон жизни, за их соответствием божественному закону. Происходит сакрализация власти, поскольку правитель представляет собой власть единственного настоящего владыки — Аллаха. Отражением представления о сакральном характере государственной власти было появление в государственных документах Улуса Джучи традиционных для стран Ислама богословских формул. Так в жалованных ярлыках джучидов XIV в. появляется фраза на арабском языке: Бисми-ллахи-р-рахмани-р-рахим (Во имя Аллаха милостивого, милосердного!)

Ислам оказывает серьезное влияние на джучидскую дипломатику, нумизматику и делопроизводство. Арабский алфавит в официальных документах постепенно вытесняет уйгурский. На абсолютном большинстве золотоордынских монет используется арабская эпиграфика, а год чеканки дается по хиджре. Немало сохранилось монет с суннитскими знаками и мусульманским символом веры. В джучидских ярлыках с традиционным тюрко-монгольским 12-летним циклическим календарем с первой половины XIV в. начинает использоваться летоисчисление по хиджре и месяцы мусульманского лунного календаря.

Победа сторонников Узбека приводит к тому, что власть в государстве из рук многочисленных чингизидов, каждый из которых имел свой улус (некоторое количество племен), юрт (территориальный удел) и иджу (доход, соответствующий нуждам войска и двора), переходит наместникам хана. Вместо традиционных курултаев теперь созывались совещания пpи хане (шура — совет), в которых участвовали его ближайшие родственники и советники, а также государственный совет — диван. Во главе дивана находился везиp, осуществлявший руководство несколькими палатами во главе с секретарями, в ведении которых были финансово-налоговые аспекты экономической жизни государства.

Особая роль в мусульманском аппарате управления, созданном Узбеком, отводилась религиозным судьям — кади. В их обязанности входило не только судебное разбирательство по искам граждан, но и общий контроль над отправлением религиозных обрядов, ходом повседневной жизни, имущественными отношениями с точки зрения религиозного закона, ниспосланного в Коране, воплощенного в сунне Пророка (с.а.с.) и истолкованного в фикхе — своде наук о правилах жизни мусульманской общины. Появление института религиозных судей свидетельствовало, что шариат начинает использоваться в судебной практике. Использование мусульманского права и мусульманских судей заставило послать хана Узбека в 1323 году посольство в Египет с просьбой о присылке книг по вопросам фикха Джами аль-усуль фи ахадис аp-Расуль, Китаб шаpх ас-сунна, Китаб аль-Бахp аp-Равьяни.

Люди, сведущие в религиозных науках, — муфтии, уляма, факихи — пользовались в исламском обществе неизменным уважением официальных властей. С ними советовались и к их мнению прислушивались властьимущие от мелкого чиновника до хана.

Таким образом, принятие ислама в Улусе Джучи (Золотой Орды) в 1312 г. привело к существенным изменениям государственно-правовой сферы этого государства. Ислам становится официальной идеологией Улуса Джучи. Ханская власть получает конкретное религиозно-политическое обоснование. Приоритет религии в делах управления государством приводит к установлению в Золотой Орде теократической формы правления по типу мусульманских султанатов Ближнего Востока и Средней Азии. Правовой базой этого процесса было внедрение шариата, постепенно вытеснявшего из административно-юридической практики Ясу Чингисхана.

Мечеть хана Узбека в Крыму

Хан Узбек велел построить в Старом Крыму красивую мечеть и высшее мусульманское духовное училище — медресе. Строительство мечети было начато в 1314 г., а медресе было построено немного позже — в 1332 г. Мечеть хана Узбека — одна из самых ранних в Крыму. По сообщению турецкого путешественника Эвлии Челеби, в 1512–1513 гг. при Менгли-Гирее I мечеть была соборной.

Вход в мечеть с северной стороны украшен резным порталом с двумя надписями. Первая, к сожалению, практически не сохранилась. А на второй, хорошо сохранившейся надписи, говорится: «Слава Аллаху за его благодеяния! Благословит Он пророка Мухаммада и его последователей. Было велено воздвигнуть сию мечеть в дни царствования великого хана Мухаммад Узбека, и продлит Аллах его владычество — раба жалкого, нуждающегося в милости и прощении Аллаха». Надпись свидетельствует о великой набожности и богобоязненности хана Узбека. Далее приводится, скорее всего, имя архитектора — Абдуль-Азиз, сын Ибрахима, и дата постройки мечети — 714 год хиджры (1334 г.). В следующем, 2014 году, мечети исполнится 700 лет.

Высказывания путешественников и ученых о хане Узбеке

Безусловно, о благочестивом правителе остается благочестивая молва. Можно привести множество высказываний современников о хане Узбеке. Вот некоторые из них. Арабский писатель Ибн Батута, удостоенный чести личной аудиенции с ним в 1333 году, дал Узбеку самую высокую оценку: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира».

Арабский историк-хронист аль-Муфаддал пишет о нем: «...Это молодой человек красивой наружности, отличного характера прекрасный мусульманин, храбрый и энергичный».

Арабский географ и историк рубежа XIV–XV веков, одновременно главный судья при египетских султанах, позднее преподаватель высшего медресе в Каире аль-Айни: «Он [Узбек] был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил учёных, слушался [советов] их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро».

А имам Аз-Захаби отзывается о нем следующим образом: «...храбрый герой, красавец наружностью, мусульманин, уничтоживший множество эмиров и волшебников».

 

 


Сейтумеров Сейтумер