Победа при Никополе вдохновила Баязида на новые завоевания в Европе. Султан мечтал о взятии Рима, сразу после Никопольской битвы войска мусульман осадили Константинополь. Византийская столица находилась в осаде шесть лет, император Мануил II тщетно искал помощи у европейских правителей, византийцы спускались со стен и сдавались османам, казна была пуста и сдача города была близка...

Однако, падению Константинополя не суждено было произойти при Баязиде. Пограничный конфликт со среднеазиатским амиром Тимуром (Тамерланом) привёл к вторжению его войск на территорию Османского государства в 1402 г. Баязид был вынужден снять осаду Константинополя и выдвинулся к Анкаре, которую осаждал Тимур. 28 июля 1402 г. состоялась Ангорская (Анкарская) битва, в которой численно превосходящие войска Тимура разгромили войско Баязида. Одним из факторов поражения послужила измена сельджукских отрядов османского войска. Тимур предусмотрительно приютил у себя, смещённых османами сельджукских амиров, и те призывали своих бывших подданных переходить на сторону Тимура, и во время сражения сельджукские отряды обратили оружие против османов, чем открыли фланг османского войска. Османы были окружены, Баязид взят в плен. Так узкоплеменная (национальная) идентичность, взявшая верх над исламской, привела к тяжелейшим последствиям для Османского государства...

После битвы вся Малая Азия была захвачена войсками Тимура. Поражение привело к распаду Османской державы, практически вся территория Анатолии была опустошена, войска Тимура дошли до Симрны, многие мусульмане Анатолии переселялись в балканские владения Османов. Потерявшей практически всю свою территорию Византии поражение турков дало полувековую отсрочку. Узнав о поражении Баязида, византийский император отвоевал у его наследников европейское побережье Мраморного моря и Фессалоники. После одержанной победы, Тимура поздравили короли Англии, Франции и Кастилии. В Европе даже родилась легенда о христианском вероисповедании Тимура, т. к. европейцы не могли поверить, что мусульманского правителя разбил его же брат-мусульманин. Баязид же умер в 1403 г. в плену. Сельджукские бейлики вновь получили «независимость» под протекторатом Тимура, решившего покорить Китай, и посему, не уничтожившего Османское государство до конца.

Смерть Баязида привела к смуте 1402–13 г.г. среди троих его сыновей, разделивших между собой владения отца. Победителем вышел Мехме́д (Мухаммад) I Челеби (1413–1421), объединивший государство и вновь присоединивший сельджукские бейлики (кроме Карамана), отколовшиеся при Тимуре. Современники характеризовали его как справедливого, кроткого, миролюбивого и образованного правителя.

Мехмеда I сменил его сын Мурад II (1421–44, 1446–51). Мурад существенно расширил влияние османов на Балканском полуострове, укрепил власть в Анатолии и помог государству оправиться после тяжёлого поражения, нанесённого Тамерланом в Ангорской битве 1402 г. По свидетельству современников Мурад был человеком энергичным и благочестивым. Даже византийские писатели с уважением отзывались о его справедливости и гуманности. Не уступая своим предшественникам в храбрости, он вместе с тем, всегда человеколюбиво обращался с побежденными. Также он покровительствовал различным искусствам и построил много мечетей, дворцов, мостов, больниц и школ. В начале своего правления Мурад осадил Константинополь, применив артиллерию для обстрела города, (1442) и даже попытался взять город штурмом, но потерпел неудачу. Вскоре Мурад снял осаду, поскольку вынужден был подавлять восстание в анатолийских бейликах — Айдыне, Ментеше, Гермияне, Сарухане иХамиде. Эта война продолжалась до 1426 года и закончилась покорением всех бейликов за исключением Карамана, сохранившего свою независимость. Опять приверженность племенному единству стала на пути к возвышению мусульман и распространению Ислама. В европейских же владениях Османов Ислам стремительно распространялся среди покорённых народов, так что даже один европейский писатель-очевидец заметил, что «при дворе самого султана редко можно услышать турецкую речь, ведь почти весь двор и вельможи состоят из вероотступников (так европейцы называли христиан, принявших Ислам), сохранивших свой язык».

Обеспокоенные восстановлением мощи Исламского Османского государства, европейские монархи в 1429 г. в Луцке (тогда территория Великого княжества Литовского) провели съезд, одним из вопросов которого был план совместного противостояния продвижению Ислама в Европу. В Луцк приехали великий князь литовский Витовт, король Польши — Ягайло, император Священной Римской империи (Германии) — Сигизмунд Люксембург (уже однажды разбитый мусульманами при Никополе), король Дании — Эрик VII, магистры Прусского и Ливонского рыцарских орденов крестоносцев, властитель Молдавии, представители Папы Римского и императора Византии. Однако, политико-религиозные противоречия межу участниками не позволили им выработать план совместных действий.

Покончив с фитной в Малой Азии, Мурад возобновил наступление на Балканах. В 1430 году турки захватили крупный город Фессалоники в северной Греции, находившийся под контролем Венецианской республики. Затем войскам Мурада покорились Валахия и Сербия (также отколовшаяся от Османов после Ангорской битвы), хотя Белград, осада которого продолжалась шесть месяцев, взять не удалось.

Следующей попыткой противостояния Исламу со стороны Европы стал вселенский церковный собор во Флоренции 1438–39 г.г., целью которого было объединение католической и православной церквей (под верховенством Папы Римского), чтобы объединённое европейское христианство могло успешнее противостоять продвижению Ислама. Поднималась идея нового крестового похода против Османов. Несмотря на заключение церковной унии между католикам и православными, жители православных земель не поддержали идею подчинения Папе, многим православным католики были до того противны, что они говорили: «Лучше жить под турком, нежели под Папой»!