ramadan_mubarak

Приближается благословенный месяц Рамадан. И каждый мусульманин и каждая мусульманка стремятся выполнить наилучшим образом то, что предписал Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. В этой статье рассмотрим, кому обязательно совершать пост. Также рассмотрим те категории людей, которых Аллах освободил от соблюдения поста.

Существует два следующих предписания поста:

1. Намерение (ният) в сердце для соблюдения поста ради Аллаха. Словами оно может быть выражено следующим образом:


نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ شَهْرِ رَمَضَانَ مِنْ الْفَجْرِ اِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا لِلهِ تَعَالَى


«Навяйту ан асуума савма шахри Рамадаана мин аль-фаджри иляль-магриби хаалисан лильляяхи та‘ааля».

Что в переводе означает: «Я вознамерился держать пост месяца Рамадан от рассвета до захода искренне ради Всевышнего Аллаха».

2. Полное воздержание от приема пищи, питья, вдыхания табачного дыма, половых сношений в дневное время суток - от начала времени утренней молитвы (фаджра) до заката солнца.

Условия соблюдения поста:

1.    Человек должен быть совершеннолетним (согласно взгляду Шариату).


2.    Человек должен быть в здравом рассудке, то есть не душевнобольным.


3.    Человек должен быть в состоянии поститься, не должен быть больным.

От соблюдения поста освобождаются следующие категории людей, но всем им нужно будет восполнить пропущенные дни поста:

1.    Путники, находящиеся в длительном путешествии.


Если человек, находящийся в путешествии не затрудняется соблюдать пост, то при желании он может поститься. В Исламе нет предписаний об обязательности несоблюдения поста путниками. В хадисе, переданном от Анаса (да будет доволен им Аллах) говорится: «Когда мы находились в пути вместе с Пророком, постившиеся не порицали не соблюдавших пост, а не соблюдавшие пост – постившихся» (аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд). В другом хадисе, переданном от Аишы (да будет доволен ею Аллах) сказано, что однажды Хамза ибн Амр аль-Аслами спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о посте путника. Пророк ответил: «Если хочешь, постись, а если не хочешь, то можешь не делать этого» (аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Дауд, ан-Насаи).

2.    Больные, которые соблюдая пост, могут нанести вред своему здоровью и их состояние может ухудшиться.
В Коране сказано: «Считанными днями являются дни поста. А кто из вас будет болен или окажется в пути, тот перенесет пост на другие дни. Те же, которые не смогут восполнить его в другие дни (по причине старческой немощности или неизлечимой болезни), должны накормить бедняка. Кто сделает больше (чем накормит бедняка), то это – лучше для него самого. Однако если вы будете восполнять пропущенные дни поста, соблюдая пост, то это – наилучшее для вас, если бы вы знали!».


3. Женщины в период менструации и послеродового очищения.


4. Беременные и кормящие женщины, опасающиеся за здоровье своего ребенка или за себя.
Хадис гласит: «Всевышний Аллах сократил намаз путника в два раза и дал ему (путнику) разрешение не поститься. Также освободил от поста кормящих и беременных женщин, опасающихся за здоровье своего ребенка» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа).


Замечание:

Люди, находящиеся в престарелом возрасте, которые не в состоянии держать пост или неизлечимо больные, должны вносить пожертвование за каждый пропущенный день поста в размере фидъя-садака. Фидъя-садака – это пожертвование, величина которого будет достаточна для того, чтобы накормить одного бедняка два раза в день.


Однако, если в будущем появятся силы и возможность продержать пост, то следует возместить пропущенные дни, и в этом случае данные пожертвования будут считаться за добровольную (нафиль) садаку .

Мусулим
в подготовке ответа использовалась книга Абу Ияс Махмуд (Увайда) «аль-Джамиъ ли ахкям ас-Сыям» («Полный свод законов поста»)