scrapt

Существует заблуждение, что Ислам призывает к аскетизму и отказу от материальных благ этого мира. Но это не так. Аллах ни в коем случае не запрещает человеку иметь большое имущество, а также не порицает его стремления к богатству. Напротив, богатство само по себе является благом. Обеспеченный человек более спокоен и уверен за свое будущее и за обеспечение своей семьи, он защищен от необходимости просить милостыню, он получает радость от наслаждения земными благами. Он может совершить больше благих дел, тратя свое богатство на дозволенные и желательные дела.

Таким образом, богатство – это благо для человека. Но это благо может обернуться большим злом, ведь богатство – это еще и испытание. Сможет ли человек наделенный дарами от Всевышнего, пользоваться ими правильно? Здесь мы рассмотрим только некоторые моменты, касательно расходования богатства, о которых нельзя забывать.

Ислам запретил расходование имущества на запрещенные Аллахом вещи и дела.

В Коране при этом используются понятия – расточительство (исраф) и растрачивание (табзир).

Что же означают слова исраф и табзир?

Эти слова имеют и лексическое и шариатское значения(1).

Исраф – (лекс. знач.) – это излишняя трата средств на нужную вещь.

Табзир – (лекс. знач.) – это растрачивание имущества на то, что человеку не нужно.

Сейчас чаще всего люди пользуются лексическим значением этих слов, но надо помнить, что по шариату правильно использовать именно шариатское значение.

Шариатское значение этих двух слов – это расходование имущества на то, что запретил Аллах, вне зависимости от размера этого расходования.

Слово «исраф» приводится в Коране во многих местах.

وَالَّذِينَ إِذَا أَنْفَقُوا لَمْ يُسْرِفُوا وَلَمْ يَقْتُرُوا وَكَانَ بَيْنَ ذَلِكَ قَوَامًا

«Те, кто при расходовании не расточают и не скупятся, а умеренны между ними» (25:67).

وَلا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

«Не делайте исраф. Поистине, Он не любит тех, кто делает исраф» (6:141).

فَلَمَّا كَشَفْنَا عَنْهُ ضُرَّهُ مَرَّ كَأَنْ لَمْ يَدْعُنَا إِلَى ضُرٍّ مَسَّهُ كَذَلِكَ زُيِّنَ لِلْمُسْرِفِينَ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«...когда же Мы устраняем постигшее его зло, он проходит, как будто бы и не призывал Нас против зла, постигшего его. Как же приукрасилось расточителям (мусрифин) то, что они совершают!» (10:12).

فَاتَّقُوا اللَّهَ وَأَطِيعُونِ (١٥٠) وَلا تُطِيعُوا أَمْرَ الْمُسْرِفِينَ (١٥١) الَّذِينَ يُفْسِدُونَ فِي الأرْضِ وَلا يُصْلِحُونَ (١٥٢)

«Бойтесь Аллаха и подчиняйтесь мне, и не повинуйтесь мусрифин (развращенным), которые сеют раздор в мире и не благоденствуют» (26:150-152).

إِنَّ الْمُبَذِّرِينَ كَانُوا إِخْوَانَ الشَّيَاطِينِ وَكَانَ الشَّيْطَانُ لِرَبِّهِ كَفُورًا (٢٧)

«Ибо расточители - братья шайтанов. Они поддаются его искушению, когда он соблазняет их тратить деньги на злодеяния и распутство. Шайтан никогда не благодарит своего Господа и всегда пребывает в заблуждении. Расточитель подобен ему» (17:27).

Во всех вышеупомянутых аятах слова «табзир», «исраф» и их производные приводятся именно в шариатском значении. А когда эти слова связаны с расходованием имущества, они обозначает не излишнее расходование, не трату сверх меры на разрешенные вещи, а именно расходование на то, что запрещено Аллахом.

Если же для вынесения шариатского решения рассматривать эти слова с точки зрения их лексического значения, то получается несоответствие.

Дело в том, что очень трудно определить, какой размер траты будет являться чрезмерным. Получается, что всякое расходование на то, что превышает удовлетворение основных потребностей (минимум еды, одежды и крыша над головой), является запрещенным. Следовательно, запрещается покупать холодильник, стиральную машину и автомобиль, так как это превышает основные потребности. Кроме того, определение, много человек расходовал или нет, зависит от уровня жизни в его регионе. Например, в некоторых странах, люди голодают и не могут удовлетворить свои основные, жизненно необходимые потребности. Для них покупка, скажем, компьютера – излишняя, слишком большая трата. Но на ряду с такими, существуют регионы, где в целом уровень жизни достаточно высок. В такой стране – покупка того же компьютера – необходимость, и не является чрезмерным расходованием. Поэтому если понимать слова «табзир» и «исраф» согласно их лексическому значению, то получится, что запретное расходование в одном регионе, становится разрешенным в другом. Но такой подход не позволителен, так как закон везде один.

Сверх того, Аллах разрешил использование имущества и трату средств на дозволенные вещи в общей форме. Он не ограничил эти расходы какой-то суммой. Поэтому никто не может запретить тратить средства на то, что Аллах разрешил. И, соответственно, никто не имеет права осуждать человека, за то, что он расходует из того, что дано ему Аллахом на то, что Аллах сделал дозволенным.

Таким образом, исраф и табзир – это расходование на запрещенные Аллахом вещи. И не важно, израсходована одна гривна, тысяча или миллион. Если они потрачены на запретное – это грех. Именно такая трата средств порицается в Коране и в хадисах Пророка (с.а.с.). Аналогично этому разрешено расходовать любую сумму на дозволенное.

Ислам запретил высокомерие, порожденное роскошной жизнью (тараф).

Всевышний Аллах сказал:

وَأَصْحَابُ الشِّمَالِ مَا أَصْحَابُ الشِّمَالِ (٤١) فِي سَمُومٍ وَحَمِيمٍ (٤٢) وَظِلٍّ مِنْ يَحْمُومٍ (٤٣) لا بَارِدٍ وَلا كَرِيمٍ (٤٤) إِنَّهُمْ كَانُوا قَبْلَ ذَلِكَ مُتْرَفِينَ (٤٥)

«А обитатели левого края – что это за обитатели левого края? – они окажутся под знойным ветром и в кипятке, в тени черного дыма, которая не приносит ни прохлады, ни добра. А прежде они нежились в роскоши (мутрафин)» (56:41-45).

حَتَّى إِذَا أَخَذْنَا مُتْرَفِيهِمْ بِالْعَذَابِ إِذَا هُمْ يَجْأَرُونَ

«А когда Мы подвергнем наказанию изнеженных роскошью среди них (мутрафин), они завопят громким голосом» (23:64).

وَمَا أَرْسَلْنَا فِي قَرْيَةٍ مِنْ نَذِيرٍ إِلا قَالَ مُتْرَفُوهَا إِنَّا بِمَا أُرْسِلْتُمْ بِهِ كَافِرُونَ

«В какое бы селение Мы ни посылали увещевателей с призывом к истине, богачи, оделённые там благами, говорили: «Мы не уверуем в то, с чем вы к нам пришли»» (34:34).

وَاتَّبَعَ الَّذِينَ ظَلَمُوا مَا أُتْرِفُوا فِيهِ وَكَانُوا مُجْرِمِينَ

«А беззаконники последовали за тем, что было даровано им, и стали грешниками» (11:116).

وَأَتْرَفْنَاهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا

«И Мы избаловали их ближней жизнью» (23:33).

В этих аятах упоминается слово «мутрафин» – высокомерные богачи, живущие в роскоши. Значение слова «тараф» – это высокомерие и заносчивость из-за роскошной жизни. В арабском языке говорится: «тарафаху» и «атрафаху ал-мал», что означает, что имущество сделало человека высокомерным или испортило его. Поэтому, под словом «тараф», которое порицается Кораном и запрещается Аллахом, подразумевается именно высокомерие от роскошной жизни и вызывающее поведение, а отнюдь не сама роскошь. Поэтому будет ошибкой считать, что Аллах запретил наслаждение богатством и тем, чем Он наделил.

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине, Аллах желает видеть след Своей милости на Своём рабе», то есть, Аллах любит видеть то, что Его раб наслаждается милостью Аллаха и довольствуется тем, чем одарил его Господь миров. Однако Аллах ненавидит высокомерие, распутство и вызывающее поведение. Ислам запретил именно порочное поведение богатого человека, но не само его богатство.

Ислам запретил скряжничество в отношении себя (такътир) и лишение себя законных удовольствий (хирман).

Аллах разрешил наслаждение дозволенными усладами жизненного удела и использование подобающих украшений. Он говорит:

وَلا تَجْعَلْ يَدَكَ مَغْلُولَةً إِلَى عُنُقِكَ وَلا تَبْسُطْهَا كُلَّ الْبَسْطِ فَتَقْعُدَ مَلُومًا مَحْسُورًا

«И не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее полностью, а не то сядешь порицаемым и опечаленным» (17:29).

قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ اللَّهِ الَّتِي أَخْرَجَ لِعِبَادِهِ وَالطَّيِّبَاتِ مِنَ الرِّزْقِ

«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?»» (7:32).

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине Аллах желает видеть след Своей милости и на Своём рабе». «Если Аллах наделил тебя богатством, пусть видится на тебе милость и щедрость Аллаха».

Поэтому, если человек имеет богатство и скупится расходовать его на самого себя или на тех, кого он должен содержать, он будет считаться грешником перед Всевышним Аллахом.

Посланник Аллаха сказал: «Три вещи губят человека. Ими являются скупость, которой подчиняются, страсти, которым следуют, и довольство человека самим собой».

Таким образом, Аллах позволил нам пользоваться своими дарами. Он разрешил зарабатывать деньги и приумножать богатство. И только от нас зависит, сможем ли мы пользоваться этими благами правильно.

_____________________
1. любое слово в арабском языке может иметь лексическое и шариатское значение. Если слово имело лексическое значение, то оно должно пониматься только в лексическом значении. Но, если оно имеет и шариатское значение, то лексическое значение отменяется и это слово понимается строго в шариатском значении.

(По книге «Экономическая система в Исламе», Такыйюддин Набхани)